Posted 5 августа, 09:27

Published 5 августа, 09:27

Modified 5 августа, 09:31

Updated 5 августа, 09:31

Запрет как универсальный метод

5 августа 2024, 09:27
Российское правительство нашло запрет на экспорт топлива самым эффективным инструментом регулирования внутреннего топливного рынка РФ

С начала лета до начала августа биржевые цены на бензин АИ-92 выросли примерно на 15%, цены на бензин АИ-95 — почти на 40%. Власти успокаивают, запрещают, регулируют, обещают поддержку. Эксперты полагают, что чиновникам удалось справиться с проблемой, проявившейся в прошлом году, но не до конца. Но теперь у правительства в кармане всегда есть козырной туз — запрет на экспорт топлива.

И вот опять

С начала лета, когда в России начинается пиковый сезон на моторное топливо, к концу июля биржевые цены на бензин АИ-92 выросли примерно на 15% — с примерно 48 тыс. до 55 тыс. рублей за тонну, цены на бензин АИ-95 — взлетели с отметок около 54 тыс. руб. до почти 75 тыс. рублей за тонну (39%). В динамике цен на летний дизель нет устойчивой тенденции: с июня цена не изменилась, составив примерно 62,5 тыс. руб. за тонну, при этом отмечены скачки от 60,7 тыс. до 63,4 тыс. рублей за тонну.

Напомним, что в конце февраля на фоне атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на нефтеперерабатывающие заводы правительство ввело запрет на экспорт бензина с 1 марта и до конца августа. Но когда атаки прекратились (СМИ писали, что власти США попросили об этом Украину, поскольку на мировом рынке наблюдался дефицит топлива), встал вопрос затоваривания НПЗ. И в конце мая, перед началом летнего сезона, когда россияне массово садятся на автомобили и едут в путешествия, запрет был снят до конца июня.

Удивительно, но стоимость бензина АИ-92 на бирже выросла в течение июня с 47 тыс. до 53 тыс. рублей за тонну (на 13%), а цена на бензин АИ-95- с 53 тыс. до 64 тыс. рублей за тонну (на 21%). Тем не менее в правительстве заявили, что сформирован достаточный запас моторных топлив, спрос полностью обеспечен предложением и продлили разрешение на экспорт еще и на июль.

В правительстве успокаивали, что на заправках цены на бензин и дизель растут ниже инфляции. Тем не менее Минэнерго и ФАС было поручено отслеживать цены на АЗС и баланс маржинальности переработки для недопущения роста котировок выше инфляции.

Но цены на бирже продолжали упорно ползти вверх, решение о продлении разрешения на экспорт оказалось не всем понятно, ФАС выступила против того, чтобы дозволять экспорт и в августе. Активизировались депутаты, особенно радеющие за предстоящую уборочную — именно сельхозпроизводителям досталось сильнее всех во время прошлогоднего топливного кризиса.

Директор департамента нефтегазового комплекса ведомства Антон Рубцов заверил общественность, что сельхозпроизводители из числа малых предприятий могут не беспокоиться в отношении покупки топлива в розничном сегменте: «цены на бензин, дизельное топливо будут очень близко к уровню плановой инфляции».

«Сейчас мы идем по дизельному топливу близко к инфляции накопленной, по бензину — в два раза отстаем. Будет некая дополнительная динамика. Но, в общем, целевой уровень инфляции будет выдержан. Каких-либо здесь негативных факторов не видим»,

 — заявил представитель Минэнерго.

В то же время он подчеркнул, что власти пытаются сделать всё, чтобы рост цен в крупнооптовом сегменте не перекинулся на мелкооптовый.

«Мы стараемся стабилизировать цены в крупном опте, чтобы они не потянули за собой мелкий опт, который является основным каналом приобретения товара. Из оптимистичных новостей — это высокие объемы запасов, все подтверждают, что на местах товар есть. Это значит, что если мы продолжим его ускоренно производить и доставлять, то трансляции роста цен на бирже можно не допустить. Над этим будем работать, чтобы вошли в сезон с полными баками и нормальным уровнем цены»,

 — подчеркнул представитель Минэнерго.

По мнению замгендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, этот переток всё равно происходит.

«У нас нет полноценного барьера между оптовым и мелкооптовым сегментами, есть только между оптовым и розничным сегментами — государство больше сосредоточено, чтобы рост котировок не перекинулся в розничный»,

— считает он.

Кроме того, Рубцов признал, что цены на топливо в регионах, где идут сельхозработы, обычно выше, чем в среднем по стране, и пообещал обратить на это внимание.

Такое давление вынудило правительство все-таки запретить экспорт на август, а также дать сигнал о возможном запрещении экспорта еще на два осенних месяца — причем запретить сразу на полгода, как это было сделано в феврале, а по мере развития ситуации отпускать «вожжи».

Спокойствие, только спокойствие

Но отчитываться пришлось первому замминистра энергетики Павлу Сорокину — его вызвал сам председатель Госдумы Вячеслав Володин, чтобы получить ответы на поступающие обращения граждан о росте цен на бензин.

По словам Сорокина, виноваты в росте цен оказались проблемы с логистикой и задержка с выходом из ремонтов двух НПЗ «Газпрома». А рост цен на бирже он назвал абсолютно нормальным для этого периода «временным всплеском».

«Цена 92-го бензина на бирже находится ниже среднего уровня за 2023 год»,

— подчеркнул он.

Сорокину также пришлось озвучить засекреченные показатели: среднесуточная первичная переработка в России, несмотря на «трудности» первого полугодия, из-за которых некоторые НПЗ ушли на ремонт и простояли там дольше, чем ожидалось, на 4% выше июня прошлого года. И это только вертикально-интегрированные компании. Кроме того, производство бензина — на 5% выше, чем в июне 2023 года, дизтоплива — на 14% выше.

«По отгрузкам на внутренний рынок по бензину мы сейчас так же идем на 5% выше уровня прошлого года. (…) С 1 августа запрет на экспорт бензина восстанавливается, но экспорт уже в июле был ниже на 33%. Фактически его почти нет»,

— добавил Сорокин.

С дизельным топливом правительство проблем не видит: поставки на внутренний рынок выше уровня прошлого года на 8%, экспорт — чуть выше прошлогоднего объема.

Первый замминистра энергетики подчеркнул, что удалось создать запасы бензина — на 1% выше, чем в начале лета, хотя обычно в это время запасы уже падают. По дизтопливу запасы на 10-15% выше исторических, пусть и чуть ниже, чем в начале лета. И наконец, Минэнерго с нетерпением ждет выхода из ремонтов двух НПЗ «Газпрома», которые задержались с выходом, но как раз «заточены» на выпуск бензина АИ-95.

Проблему с АИ-95 озвучил вице-премьер РФ Александр Новак в середине июля, но пообещал, что с ситуацией правительство справится.

Почти одновременно «Интерфакс» опубликовал письма топливных ассоциаций в адрес Новака относительно высоких цен на премиальные бензины. По мнению «Российского топливного союза» (РТС), в стране наметилось несоответствие структуры производства и потребления бензина АИ-95. Несмотря на рост производства бензинов АИ-95 (и выше), которые в общей корзине производства автомобильных бензинов 5 класса составляет уже более 45%, потребление бензинов этих марок также растет и составляется в среднем по стране около 57%.

По мнению ассоциации, несоответствие объемов производства и биржевых продаж фактическому потреблению бензинов приводит к повышенному спросу на высокооктановые продукты. В итоге спред между оптовыми ценами бензинов АИ-92 и АИ-95 в настоящее время достиг 15-16 тысяч рублей за тонну.

РТС попросил Новака принять меры по увеличению производства высокооктановых марок бензинов в соответствии со сложившимся спросом. Кроме того, РТС предлагает установить нормативы для биржевых продаж бензинов — отдельно для АИ-92, отдельно для АИ-95, — сейчас нет разделения, какой бензин нужно продавать на бирже в рамках установленных нормативов, в результате, в период высокого спроса на АИ-95 он «уходит с биржи», и цены растут.

Кроме того, «Ассоциация товарных брокеров» (АТБ) призвала изменить формулу демпфера, выделив в ней отдельно предельную цену, по которой рассчитываются выплаты нефтяникам (или бюджету) на АИ-95.

Ответа от Новака пока не слышно. Но примечательно, что правительство уже услышало другого участника рынка — компанию «Роснефть». Недавно было принято ее предложение отменить правило одновременного обнуления «демпфера» и по бензину, и по дизтопливу в случае превышения установленных порогов отклонения от условных цен только по одному виду топлива. Такая ситуация произошла в течение прошлогоднего кризиса.

Фролов уверен, что нужно увеличивать долю поставок 95-го бензина и увеличения контроля за этим со стороны государства.

«С одной стороны Минэнерго распространяет позитивные данные: рост переработки, снижение экспорта, увеличение поставок на внутренний рынок по бензинам. Но в прошлом году за первые 3 месяца поставки на экспорт выросли примерно на 30%, сейчас на 30% сократились, то есть вернулись на уровень, который был в 2021–2022 гг. — экспорт лишь нормализовался. Предпосылок роста котировок нет, но мы наблюдаем наиболее тревожный рост не у всех нефтепродуктов, а только у АИ-95, и это связано со спецификой текущего спроса»,

— сказал он.

Эксперт считает, что в принципе производства достаточно, но проблемы с логистикой остаются, несмотря на проделанную властями работу.

«Проблема логистики возникла из-за изменения потоков после введения санкций ЕС и увеличения числа автотуристов, которое нарастает с 2020 года, а это в первую очередь увеличивает спрос на АИ-95. При этом автотуризм имеет ярко выраженную локализацию — южное направление, где вырастает спрос на моторное топливо. И именно на юге видится опережающий рост спроса в отличие от среднего уровня роста цен по России»,

 — прокомментировал он.

За прошедший год Минэнерго действительно удалось хотя бы частично решить вопрос с логистикой: нефтепродукты были переведены из 6-й в 3-ю группу приоритета перевозок по железной дороге — такой временный порядок был введен РЖД в 2022 году.

Однако для нефтепродуктов такой «подарок» заканчивается с сентября, и пока нет ясности, будет ли сохранен. Кроме того, Сорокин отметил проблему достаточности цистерн для перевозки топлива, и проблема обостряется в летний сезон, когда дороги нагружаются в большом количестве и пассажирскими составами. По его данным, сейчас в России задействовано около 200 тысяч нефтеналивных цистерн, и их хватает для обеспечения транспортировки топлива при средней оборачиваемости в 17-18 дней — при условии сохранения стандартных схем вывоза. Но если распределение между поставками на экспорт и внутренний рынок меняется, как в случае с запретом экспорта, например, то получается, что вагонов нужно больше, поскольку доставка по России длиннее.

В связи с этим Минэнерго выступает за создание резерва по числу нефтеналивных цистерн в 5-10%, а не «минимального», как сейчас.

«Поэтому мы за то, чтобы конструктивно сейчас с Минпромторгом проработать относительно адекватных возможностей наших производителей вагонов против выбытия вагонов (то есть сейчас у нас определенный дисбаланс на ближайшие годы будет наблюдаться) и проблему решить»,

— сказал Сорокин.

Первый замминистра полагает, что сейчас розничные цены на 92-й, 95-й и дизтопливо находятся на таком уровне, который позволяет говорить о маржинальности «на очень хорошем уровне с очень большим запасом прочности».

«Мы сейчас говорим о достаточности экономики как для нефтеперерабатывающего завода, так и для предприятий нефтепродуктов обеспечения, так и для АЗС»,

— заявил он, отметив, что это позволяет удерживать цены существенно ниже инфляции.

Между тем, по данным Росстата, по сравнению с началом года цены на бензин к 29 июля чуть превысили инфляцию, поднявшись на 5,2% при индексе потребительских цен на эту же дату 4,99%. Средняя стоимость литра бензина по стране на 29 июля составляла 57,3 руб.₽Стоимость литра АИ-92 — 52,9 руб.₽, АИ-95 — 57,9 руб.₽, цена дизтоплива — 66,53 руб. за литр.

Однако господин Фролов считает, что на рынке дизтоплива ситуация «вполне стабильная», по бензину АИ-92 текущие цены «позволяют немного, но зарабатывать», а на бензине АИ-95 «заработать невозможно».

«Несмотря на биржевой характер продаж, они могут считаться лишь частично биржевыми, потому как на оптовые цены биржевые котировки влияют, а на розничные — нет. Розничные цены сейчас сильно ниже оптовых. Сейчас 95-й бензин должен был бы стоить 65 рублей за литр, а к середине августа — порядка 70-75 рублей, чтобы на нем можно было бы заработать при текущих котировках»,

 — сказал эксперт. По его словам, можно было бы что-то заработать на экспорте, но, как уверяет господин Сорокин, АИ-95 практически не экспортируется.

Одновременно первый замглавы Минэнерго заметил, что «сейчас экономика заводов находится у всех не на лучшем уровне с точки зрения именно доходности», но все заводы продолжают модернизацию. По его словам, по итогам модернизации, которая проводится нефтяными компаниями с господдержкой при условии заключения инвестиционных соглашений, производство бензина в стране вырастет с текущих 44 млн т до 48-50 млн т — этого должно хватить и для внутренних потребностей, и создать запас прочности в 7-8%. Дополнительное производство дизтоплива к 2028–2030 годам составит 15-20 млн тонн.

Для того, чтобы модернизация продолжалась в условиях санкционных ограничений, правительство приняло еще одно предложение «Роснефти» — продлить применение до 1 января 2033 года (на два года) действие инвестиционной надбавки к «обратному» акцизу на нефть, а также обеспечить возможность применения инвестнадбавки после 1 января 2027 года, даже если установки, строящиеся по инвестсоглашениям, не будут введены в эксплуатацию.

По словам Сорокина, ведомства обсуждают и другие меры поддержки нефтепереработки, поскольку сохранение положительной доходности — ключ к сохранению объемов топлива на рынке.

«Естественно, здесь нужен баланс между интересами бюджета и интересами отрасли, поэтому будем прорабатывать с Минфином дополнительные меры в том числе, не только существующие, но и дополнительные — там, где это необходимо»,

— подчеркнул первый замглавы Минэнерго.

Так, ЛУКОЙЛ предложил продлить срок заключения инвестсоглашений с Минэнерго до января 2026 года — такая мера нужна компании, чтобы построить новые установки на Волгоградском НПЗ. Но пока Минфин не склонен одобрять такую господдержку.

Подстраховаться

По словам Сорокина, правительство уже приняло принципиальное решение — запретить экспорт бензинов еще и на сентябрь–октябрь, поскольку в сентябре снова ожидаются плановые ремонты, которые нельзя перенести.

«То есть государство гарантирует, что не будет дожидаться большого кризиса, и говорит рынку, что все объемы производимого бензина будут направляться на внутренний рынок вне зависимости от того, зарабатывают продавцы на внутреннем рынке бензина или нет. Сейчас, скорее всего, котировки АИ-95 будут снижаться. Я не ожидаю, что они снизятся до нормальных уровней до конца августа, но вряд ли будут расти и устанавливать новые рекорды, что уже хорошо. В полной мере вопрос логистики скорее всего не снимется»,

— считает Фролов.

По его словам, в сентябре спрос на бензины начинает снижаться, «но руку на пульсе надо держать до середины октября, поэтому это вполне оправдано».

«Если что, можно будет временно разрешить экспорт — я подозреваю, что такое решение будет принято в конце сентября»,

 — считает эксперт.

По дизтопливу правительство намерено лишь ограничивать «потенциал для вывоза непроизводителями» даже на территорию ЕАЭС. Правительство озабочено проблемой «серого» экспорта, когда купленное на бирже топливо, за которое Минфин выплатил демпфер, призванный оставлять продукт на внутреннем рынке, перепродается на экспорт. В Минэнерго заметили, что, несмотря на заградительные пошлины и категоризацию экспортеров, проблема все равно остается, хоть и в меньшем объеме, чем в прошлом году.

Светлана Кристалинская