Posted 2 августа, 08:28

Published 2 августа, 08:28

Modified 2 августа, 09:21

Updated 2 августа, 09:21

Проблем нет, а запрет вывозить бензин есть

2 августа 2024, 08:28

Производство растет, запасы есть, но Россия все равно остановила экспорт бензина

Власти РФ решили вновь запретить экспорт бензина, хотя на топливном рынке паники нет, дефицита не наблюдается, НПЗ работают даже чуть больше, чем в 2023 году, а удары украинских БПЛА по нефтеперерабатывающим заводам не участились. Правда, цена всех видов топлива на АЗС продолжает расти.

В России принято принципиальное решение о запрете на экспорт бензина на сентябрь–октябрь. Об этом заявил замминистра энергетики РФ Павел Сорокин, добавив, что запрета на экспорт дизельного топлива из РФ не требуется, но «будет вестись работа по ограничению потенциала вывоза непроизводителями».

Все это на фоне заявлений от самого же Сорокина, что экспорт бензина в июле значительно снизился, отгрузки бензина и ДТ на внутренний рынок РФ в этом полугодии больше, чем за аналогичный период в 2023-м, а в стране создан «прочный резерв» по запасам бензина.

Если на внутреннем рынке РФ все спокойно, зачем тогда запрет на экспорт? Попытаться снизить цены на АЗС? Но они растут все время. Стоимость бензина увеличивалась на протяжении всех месяцев 2024-го. Минувшая неделя, по данным Росстата, не стала исключением — рост на 0,42% (с начала года — более 5%).

Дыма нет, но пожарные наготове

Запрет на поставки бензина за рубеж для России изначально планировался с начала весны 2024 года по 31 августа (до этого и осенью 2023-го). Ограничение не распространялось на поставки по международным соглашениям в страны ЕАЭС, причем право на экспорт сохранялось исключительно у производителей бензина. Для серых экспортеров (непроизводителей) запрет сохранялся. Однако с 20 мая запрет на вывоз за пределы РФ (фактически ЕАЭС) временно остановили до конца июня, а затем и июля. Официальная причина — насыщение внутреннего рынка РФ.

В начале 2024-го была непростая ситуация не только из-за роста цен, но и из-за атак украинских БПЛА на ряд российских НПЗ. В Минэнерго уверяли, что дефицита быть не должно, но, видимо, решили перестраховаться. Надо признать, что нехватки топлива в России во время ремонта поврежденных НПЗ действительно так и не произошло.

Однако сейчас, когда вновь работает запрет на экспорт бензина, ситуация на рынке кажется более стабильной. Более того, от самого же замиминистра энергетики прозвучали следующие тезисы:

  • отгрузки бензина на внутренний рынок были на 5% выше, чем годом ранее;
  • в РФ создан прочный резерв по запасам бензина (на 1% процент выше, чем в начале лета);
  • среднесуточная переработка нефти в РФ сейчас на 4% выше июля 2023-го.

Надо добавить, что по российским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) хоть периодически и пытаются нанести удар украинскими беспилотниками, частота атак все же меньше, чем весной 2024-го. Несмотря на все это, как и заверений об улучшающейся ситуации на рынке, запрет экспорта все равно ввели.

Все ли хорошо на рынке РФ?

В беседе с «НиК» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов считает, что раз уж власти решили продлить запрет экспорта, то на топливном рынке РФ все же есть некоторые сложности либо они с большой вероятностью могут возникнуть.

«С бензином у РФ, в отличие от дизеля, вообще непростая история. Страна буквально несколько лет назад (к 2020 году) вышла на самообеспеченность по бензину. До этого периода у РФ были годы или отдельные месяцы, когда приходилось даже обращаться к Белоруссии для закупок этого типа топлива, чтобы насытить российский рынок. Даже сейчас производство бензина в России хоть и больше чем потребление, но порой идет почти вровень. Из-за этого любое снижение производства может негативным образом отражаться на рынке.
Относительно начала весны 2024-го частота ударов украинских БПЛА по российских нефтеперерабатывающим заводам сейчас снизилась. Но, во-первых, достоверно неизвестно, сколько НПЗ вышло после ремонта на полную мощность после атак дронов. Нижегородский НПЗ восстанавливали с зимы почти до мая. Как с остальными заводами, подвергшимся атакам, неизвестно. Во-вторых, не ясно, какие именно установки на объектах были повреждены. Грубо говоря, это сказалось на всем выпуске нефтепродуктов или только на линейке по производству бензина?»

 — задается вопросом эксперт.

Он также добавил, что, хоть атаки дронов на НПЗ и стали реже, этим летом продолжаются интенсивные налеты на нефтебазы, в том числе в южных регионах РФ и областях, граничащих с зоной проведения СВО. Бензин, даже когда его произвели в этом полугодии на 5% больше, все равно перед тем как попасть на АЗС, проходит через оптовые базы. Какой процент именно бензина был уничтожен в ходе налетов на нефтебазы? Точной информации нет. Все это в сумме формирует точки напряжения для розничных потребителей.

«Экспорт в июле упал, потому как компании прекрасно понимали, что в августе с большой долей вероятности вновь заработает запрет на экспорт. Кстати, работает инструмент топливного демпфера, который позволяет компаниям не сильно терять при поставках на внутренний рынок РФ.
Но ползучий рост цены бензина на АЗС такая мера вряд ли снизит. В июле на бирже была ситуация когда стоимость тонны бензина Аи-95 достигала 73 тыс. руб. Если сильно упростить и смотреть на цифры формально, то при такой ситуации цена бензина на заправках в 58-59 руб. за литр попросту убыточна для продавца. Если на опте стоимость будет такой и дальше, то розница неизбежно подорожает.
По этой причине запрет экспорта — это мера, направленная, с точки зрения властей, на минимизацию рисков возникновения дефицита в отдельных регионах страны и на охлаждение оптового рынка РФ»,

 — резюмировал Алексей Громов.

Адаптироваться к новым реалиям

Как справедливо отметил в комментарии для «НиК» заместитель председателя Комитета по энергетике ГД РФ Юрий Станкевич, события последних двух лет сильно встряхнули мировую экономику, включая нефтяной сектор. Энергетику до сих пор «штормит».

«Адаптируясь, правительство РФ предусмотрительно страхуется. Нефтепродукты у нас традиционно воспринимаются в качестве социально значимого товара, отсюда — ручное управление отраслью и стремление удержать рост розничных цен на топливо в пределах уровня инфляции. Даже когда управление вступает в противоречие с законами экономики»,

 — объяснил Юрий Станкевич.

По его мнению, превышение предложения бензина над внутренним спросом на 5% нельзя назвать существенным, учитывая задачи, которые решаются в условиях вооруженного противостояния. При этом велик риск появления новых «черных лебедей» — от атак БПЛА до новых санкционных ограничений в отношении нефтянки.

«Хотелось бы, чтобы растущее предложение давило на цены в сторону их снижения, но я не ожидаю такой тенденции. Нужно помнить, что нефтяная отрасль на всех этапах формирования добавленной стоимости устойчиво пополняет казну. Так, по данным ВИНК, в доход государства уже изымается до 80% всего денежного потока»,

 — заявил зампредседателя Комитета по энергетике ГД РФ.

В целом, ситуация с временным запретом на экспорт бензина (как и дизеля прошлой осенью) критического урона нефтепереработке, как и нефтедобыче страны не наносит. Такие нестандартные меры стали уже своего рода рефлексией непростые условия, в которых оказался рынок РФ. Какой бы преждевременной или даже излишне осторожной не казалась инициатива по запрету экспорта, она все равно лучше, чем запоздалая реакция на дефицит.

Илья Круглей