Президент Белоруссии Александр Лукашенко своим указом внес изменения в соглашение с Россией о поставках природного газа. Документ, датированный 23 января, опубликован на сайте главы государства. Речь идет о порядке формирования тарифов при поставке газа в Белоруссию и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории республики. В качестве основы для проведения переговоров с Россией об экспорте газа в указе называется соглашение от 25 ноября 2011 года, отмечает РБК.
Москва, утверждал Лукашенко 24 января, «кинула» Минск и не перешла на внутрироссийские цены на газ при поставках в Белоруссию. «Что касается газа, нас кинули — не вывели нас на равные цены. Где такое видано?» — сокрушался белорусский президент. Минск настаивает на одинаковых газовых тарифах с Москвой, что позволит предприятиям двух стран конкурировать на рынке в равных условиях, сказал он, отметив, что при продаже «Газпрому» трубы «Белтрансгаза» Белоруссии было обещано выровнять условия по цене, однако этого так и не было сделано.
Лукашенко напомнил, что поднимал вопрос цены на поставки российского газа в республику на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. «Я ему прямо сказал: а я это помню», — отметил он, подчеркнув, что Минск в данном вопросе намерен «действовать исходя из собственных интересов, чего бы нам это ни стоило».
Впрочем, Путин еще на прямой линии объяснил, что поставки газа в западную часть России дотируются, а дотировать другую страну, в отличие от своей Смоленской области, например, РФ не готова.
Белоруссия ежегодно импортирует из России около 20 млрд кубометров газа. В 2019 году цена на газ из России для республики составляла $127 за 1 тыс. кубометров, уточняет РБК.
По словам Лукашенко, Белоруссия не должна зависеть от поставок нефти из одной страны, поэтому ведет переговоры с США, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, с которым у него «блестящие отношения». «Это не блеф, это не то, что, как они там говорят, Лукашенко ставки поднимает перед переговорами. Никаких ставок. Мы просто смотрим, что мы будем иметь, сколько мы будем при этом терять. Нам нельзя зависеть от одной страны, это монополизм и это наша проблема», — цитирует Лукашенко БелТА.
При этом президент отметил, что Минск не отказывается от российского сырья. «Таким образом произойдет диверсификация поставок. То есть мы не из одной страны, от монополии, будем получать нефть», — сказал Лукашенко. 21 января он заявил, что Белоруссия будет стремиться покупать на российском рынке 30–40% необходимых объемов нефти.