Posted 29 ноября 2018, 14:37

Published 29 ноября 2018, 14:37

Modified 15 сентября 2022, 20:21

Updated 15 сентября 2022, 20:21

Строим рынок — получаем государственное регулирование

29 ноября 2018, 14:37
Сюжет
Китай
России пора определиться с уровнем регулирования, в том числе для надежности экспортных поставок

С 1996 по 2016 г. потребление газа в Китае выросло до 200 млрд куб. м в год, но особенно резкий скачок потребления произошел в этой стране за последние два года. Поэтому не исключено, что в ближайшие годы потребление газа в этой стране увеличится до 300 млрд куб. м в год. Об этом заявил, выступая на форуме «Биржевой товарный рынок — 2018», вице-президент Шанхайской биржи нефти и газа (SHPGX) мистер Ванг Жиксин (Wang Zhixin). По его словам, ускоренными темпами растет импорт газа в Китай, сейчас это 39% от всего газа, в котором нуждается страна. 61% потребляемого газа Китай добывает самостоятельно. 56% ввозимого в Китай газа — это сжиженный газ преимущественно из США, 44% — трубопроводный газ, получаемый по северо-восточному пути из России и через северо-западный трубопровод из Казахстана.

Россия в ближайшие годы станет лидером по поставкам газа в Китай

В будущем Китай все больше будет ориентироваться на ввозимый из-за границы газ, в том числе и через южные ворота — Шанхай и Тайвань.

И на первое место по планируемым объемам транспортировки в КНР к 2019 г. выйдут поставки газа из России в рамках трубопровода «Восточный поток».

Строительство трубопровода — это возможности для инвестирования средств иностранных компаний в инфраструктуру Китая, и страна ждет иностранный капитал.

По итогам работы в 2017 г. биржа SHPGX заключила сделок на своей площадке на 11% от всего потребляемого в Китае газа за год, отметил Ванг Жиксин. К 2019 году Китай также намерен закончить работу по созданию на своей территории укрупненных контейнеров для хранения сжиженного газа.

В своей работе биржа придерживается четырех моделей, предлагаемых клиентам: выставление номинальных котировок, прохождение листинга, организация тендеров и участие в совместных покупках. Биржа SHPGX торгует трубопроводным газом, сжиженным газом по цене точки приема, дизелем, бензином и керосином. В будущем биржа намерена запустить и торги нефтью.

Торги на площадке, как надеются в Китае, будут новым мостом между Россией и Китаем, чтобы покупатели по обе стороны наших границ могли пользоваться всеми продуктами и услугами, которые предоставляют своим клиентам СПбМТСБ и SHPGX, и при этом не переплачивать за услуги посредников.

Основная стратегия SHPGX — переход от торговли газом к торгам нефтью, отметил Ванг Жиксин. А развитие новых продуктов и услуг для клиентов двух бирж будет обсуждаться через неделю на очередной встрече представителей двух бирж в Шанхае.

Частные инвесторы как зеркало состояния товарной биржи в России

Ванг Жиксин отметил в выступлении, что устойчивость SHPGX придает огромное число частных инвесторов, так как целые слои населения, например служащие, с энтузиазмом вовлекаются в рыночные торги.

В отличие от китайской биржи, на Санкт-Петербургской отсутствует слой частных клиентов, готовых вкладывать средства в развитие и покупку новых инструментов, например фьючерсов.

Об этом заявил директор департамента энергетики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Леонид Шенец. На это директор департамента срочного рынка Московской биржи (МБ) Арсений Глазков заметил, что «физикам» очень тяжело торговать поставочными фьючерсами, так как «проспи» они срок экспирации контракта, то могут остаться один на один с танкером топлива, залитым для продажи на европейском рынке в порту Приморск. Частным инвесторам, привыкшим в условиях торгов на Московской бирже работать с расчетными фьючерсами, очень тяжело выходить на поставку. И если Санкт-Петербургская биржа хочет опираться на физических лиц, она должна внедрять в оборот расчетные контракты.

Арсений Глазков отметил, что в 2018 г. МБ начала торговать нефтью марки Brent и золотом и обе базы этих контрактов — не российские. Но наличие в линейке МБ этих контрактов гарантирует нашему рынку такой момент: если игроки на фьючерсы Brent есть на Intercontinental Exchange, то они также работают и на Московской бирже. А нам надо бы развивать производные инструменты на наши бенчмарки и привлекать в них наших внутренних игроков, уверен представитель МБ.

Достижений и проблем на рынке хватает

Президент СПбМТСБ Алексей Рыбников заявил, что марка нефти Urals в отношении Европы уже вполне стала ценообразующим сортом, вследствие чего резко сократились дифференциалы цены между Urals и Brent. Так, сейчас дисконт по цене между сортами составляет всего €0,5, особенно при покупке Urals иностранными контрагентами в бассейне Балтики.

По словам Рыбникова, участники биржевого рынка хотят вернуться к обсуждению правил установления цены на дискретных аукционах биржи, так как в итоге цена на аукционе получается такой, какой ее устанавливает производитель.

СПбМТСБ предлагает проводить торги на электронных тендерах, так как 17,5% всей добываемой нефти должны поставляться на переработку внутри России.

И эти объемы как раз очень удобно выбирать производителям из своего производимого объема именно через тендеры на бирже.

На эти слова Рыбникова Вячеслав Мищенко, независимый эксперт по ценообразованию на энергоносители, ответил, что основной тезис сегодняшнего топливного рынка заключается в том, что надо бы определиться, что мы делаем — строим рынок или занимаемся государственным регулированием цен на энергоносители? Что же касается торгов газом, то на них присутствует слишком мало участников, чтобы говорить об их рыночности, и нет нормальных объемов товара на этих торгах, поэтому, скорее всего, бирже надо двигаться к созданию виртуальных хабов.

Вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов заявил, что тот рынок, который сейчас формируется в рознице по топливу, — большая ошибка как игроков самого рынка, так и государства как регулятора. Невозможно работать по рыночным принципам, если рыночная маржа зафиксирована.

Независимые компании все меньше и меньше торгуют на бирже, и принудить их там торговать нельзя, если у них нет ранее заключенных контрактов, которые они должны выполнять, и нет обязательств перед другими участниками рынка.

Так считает президент института энергетики и финансов Владимир Фейгин. Но для построения рынка независимые поставщики тоже нужны, чтобы обеспечивать устойчивость и ликвидность рынка. Как их привлекать? Должны быть пересмотрены договорные отношения.

Параметры неэффективной работы отражают угрозу устойчивости рынка. Правда, отметил Фейгин, первые экспериментальные торги в рамках НП «Координатор рынка газа» были проведены еще в 2005-2007 гг. и это послужило прообразом биржевых торгов.

А сейчас настало хорошее время для реализации достигнутых ранее договоренностей по газу, так как в данный момент нет дефицита газа и можно синхронизировать реформы с развитием инфраструктуры.

«Пока рынок и спрос не растут чрезмерно активно, поэтому и не наблюдается перекосов в развитии инфраструктуры», — уверен Фейгин.

США и Канада по организации биржевых торгов были и остаются примером для всего рынка, но российский партнер и покупатель — Европа, а там структура рынка напоминает нашу: 2-3 крупных поставщика газа на рынке спот, и это тоже далеко не совершенный рынок, уверен Фейгин.

На это Рыбников сообщил, что он часто видит в сообщениях котировальных агентств Platts и Argus, что цена отгрузки нефти или бензина в порту Приморск, по подсчетам аналитиков агентств на основании формул, составила такую-то определенную цифру. А поговоришь с производителями нефти и топлива, то оказывается, что эта цена выведена не по формуле, а сложилась внутри самой компании-поставщика.

«Но почему-то наши компании стесняются в этом признаваться. А надо заявлять о том, что котировка на произведенный нами товар не пришла к нам извне, а сложилась у нас — и ее приняли на международном рынке», — заявил Рыбников.

Елена Гостева

Подпишитесь