Posted 29 ноября 2018, 08:01
Published 29 ноября 2018, 08:01
Modified 15 сентября 2022, 20:21
Updated 15 сентября 2022, 20:21
С одной стороны, преимущества отмены монополий в газовой отрасли очевидны. Это позволяет системам привлечь к экспорту большее количество производителей газа и конкурировать за большее число клиентов, задействовать большее число месторождений газа и более эффективно загружать газопроводные транспортные системы. Это способствует развитию смежных отраслей промышленности.
И очевидно, что в случае с Россией мы также сможем наблюдать позитивный эффект от отмены монополий, в особенности если независимые производители газа в самом деле начнут задействовать свои многочисленные газовые месторождения для экспорта.
С другой стороны, в каких-то случаях либо государству, либо компании, которой предоставлена монополия, необходимо реализовывать гигантские инфраструктурные проекты.
В случае с Россией, к примеру, это огромный трубопровод, который стране необходимо построить и обеспечить беспрерывность этого строительства. Сделать это в условиях монополии, безусловно, легче.
Принимая во внимание вышесказанное, в России уже существует гигантская система трубопроводов. Доступ к ней большего числа компаний и возможность для независимых производителей газа строить трубопроводы-перемычки для подключения позволит в конечном счете создать более обширную и эффективную газопроводную систему. От отмены монополии на экспорт выиграют независимые производители газа, так как в первую очередь им необходим доступ к трубопроводу, чтобы самостоятельно искать рынки сбыта для своей продукции.
В долгосрочной перспективе от этого решения выиграет Россия в целом. Конкуренция пойдет на пользу отрасли, так как позволит более эффективно использовать трубопроводы и будет способствовать появлению большего количества независимых компаний – производителей газа.
Для того чтобы эффективно выделить экспортный бизнес в самостоятельную компанию, у «Газпрома» будет возможность воспользоваться помощью своих клиентов и консультантов, обладающих необходимым опытом.
Задача формирования эффективной надзорной и регулирующей государственной структуры по управлению трубопроводами вполне реальна.
Это уже сейчас происходит во многих странах мира. Экспорт осуществляется либо под правительственным надзором, либо с ограниченным контролем со стороны государства, либо за счет ограниченного контроля со стороны «единой компании-оператора», которая отвечает за экспорт трубопроводного газа в стране.