Posted 21 января, 13:12
Published 21 января, 13:12
Modified 21 января, 13:14
Updated 21 января, 13:14
Мазут продолжает вытекать из бункеров затонувших танкеров у берегов Керченского пролива «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» (хотя Росморречфлот утверждает, что с «Волгонефть-212», но, вероятно, уже нет — все вытекло). Первый перевозил 4,9 тыс. т мазута, а второй — 4,3 тыс. т. Впрочем, эти данные трудно назвать точными, поскольку в ходе ликвидации последствий звучат порой совсем другие цифры.
По состоянию на 11 января с пляжей Анапы и Темрюкского района увезли уже 157 тыс. тонн загрязненного нефтепродуктами песка и грунта. Еще примерно 5000 тонн, по словам губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, осталось на дне.
В данный момент ведется откачка нефтепродуктов из затонувшего танкера «Волгонефть-239» — сегодня откачали первые 500 тонн из резервуаров судна. По сообщения МЧС РФ, у кормы танкера «Волгонефть-239» собрано около 14,5 т нефтепродукта, а за прошедшую неделю вывезли уже почти 2 000 т мазута. В службе заявили, что полностью ликвидировать утечку с кормы судна получится к концу января. К нему даже построили подъездную дорогу и сделали большую насыпь вокруг судна.
Примечательно, что саму откачку мазута из кормовой части танкера «Волгонефть-239» начали только 17 января. Это при том, что авария, когда это и другое судно — «Волгонефть-212» — получили повреждения и начали выбрасывать в море мазут, произошла 15 декабря. По сути, топливо вытекало целый месяц. Только сейчас начали активно заниматься ликвидацией последствий, привлекая спецтехнику (только бульдозеры и тракторы на побережье под Анапой выгоняли пятна из воды на берег). А официальной информации о том, как ведутся работы вокруг «Волгонефть-212», который разломился и утонул, вообще гораздо меньше. Только сегодня стало известно, что водолазы готовят его к подъему со дна Керченского пролива.
Есть два важных момента, которые ключевым образом влияют на ликвидацию последствий крушения двух танкеров. Первый — это отсутствие должной реакции сразу после инцидента. Второй фактор — привлечение огромного числа волонтеров, что безусловно, говорит о высокой ответственности жителей РФ и понимании сложности всей ситуации… и об отсутствии спецтехники на местах в нужном количестве. Впрочем, как и отсутствии организации на высоком уровне государственных служб, которые должны оперативно на такого рода катастрофы реагировать.
В первые дни после крушения, как раз именно в тот момент, когда разлив мазута надо было срочно брать под контроль и препятствовать его распространению в акватории, масштабных действий не производили. Даже на побережье, куда мог попасть мазут, начали готовиться не сразу. Лишь через два дня, 17 декабря, власти развернули оперативные штабы в двух муниципалитетах. Однако по сообщениям самого же краевого оперштаба, 17 декабря основную силу все же составляли волонтеры (тогда это примерно 600 человек). Официально позже было привлечено около 50 единиц спецтехники. Однако это была работа на побережье, хотя в первую очередь работать нужно было в море, где из затонувших танкеров и происходила утечка.
В Анапе боновые заграждения в море поставили только 19 декабря. После этого режим ЧС ввели сразу в Керчи, Ленинском районе Крыма и Севастополе. 26 декабря начал действовать режим ЧС федерального характера. Только 27 декабря стало известно, что вокруг кормовой части «Волгонефти-239», находящейся на мели, возвели 250 метров боновых ограждений.
В целом же, лишь после 9 января, когда президент РФ Владимир Путин поручил образовать штаб, который работал бы на месте катастрофы, начались активные действия.
15 января, через месяц, как случилась авария, на место ЧП прибыли вице-премьер Виталий Савельев и глава Минтранса Роман Старовойт. До этого момента на побережье в районе крушения танкеров приезжали лишь местные службы спасателей и волонтеры. Разумеется, ручной труд, работа лопатами и абсорбентами на местах давали минимальный результат.
Проблема в том, что мазут, как и любая фракция нефти, имеет положительную плавучесть. Он легче воды, поэтому распространяется по ней в виде пленки на поверхности. Однако это при условии, что вода теплая. Если мазут замерзает, то по консистенции он становится ближе к битуму, из-за чего попросту распадается на сгустки и тонет. Разумеется, в течение нескольких недель все эти объемы банально разбросало по дну Черного моря. При малейшем потеплении этот мазут будет всплывать где угодно. Эксперты уже сейчас говорят, что он может появляться не только у берегов Краснодарского края и Крыма (что уже многократно фиксируется), но даже у берегов Болгарии и Турции.
Силами волонтеров, которые могут работать только на берегу, куда прибивает течением мазут, проблему не исправить. Более того, многие добровольцы, что видно на многочисленных кадрах из репортажей российских СМИ, используют подручные средства вроде тканевых перчаток. Штабы снабжают спецкостюмами и масками, но их то ли мало, то ли не все добровольцы проезжают через пункты выдачи. А ведь их наличие для решения подобных техногенных катастроф крайне необходимо, да и сообщения в соцсетях пестрят жалобами на плохое самочувствие при работе на загрязненном побережье.
Специалисты из института физики Земли РАН уверяют, что фрагменты мазута морскими течениями, ветром и штормами разбросало теперь на сотни, а то и тысячи квадратных километров. Такие фрагменты можно найти. Для этого надо использовать метод эхолокации. Но проблема в том, что время упущено. Площадь, которую теперь придется исследовать, слишком огромна. Область поиска — это уже не только Керченский пролив, а по сути, все Черное море.
До конца непонятно, кто и как будет финансировать подобные работы по разведке и ликвидации подобных пятен. Есть различные технологии, где применяются сорбенты, которые позволяют «собирать» мазут в специальных сетках. Но в масштабных разливах нефти такие способы еще не применялись. Для создания сорбентов, сетей и других средств борьбы с загрязнениями нужно не только время и производственные мощности, но и деньги.
Как отметил 20 января председатель совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, проекты по этому закону будут реализовываться от суммы более 10 млрд руб.
«Но где малый и средний бизнес, стартапы, венчур, и где эти проекты поддержки на 10 миллиардов?»
— задается вопросом Владимр Гамза.
Сейчас специалистами из Российской академии наук изучается опыт Испании, которая в 2022 году столкнулась практически с идентичной проблемой, когда была утечка мазута в Галисии на побережье Атлантического океана. Главный принцип тогда, кстати, состоял не в микробном разложении мазута, а в механическом сборе нефтепродукта. Другой вопрос, что собирать его в случае с инцидентом в Керченском проливе, когда прошло больше месяца, а сам мазут разбросало по всей акватории Черного моря, придется очень долго.
В итоге можно заключить, что как местные, так и федеральные власти попросту не имели четко проработанного плана (его нет и до сих пор), который нужно применять при подобных авариях. Более того, не сразу началась откачка мазута из бункеров затонувших судов. Причем если в случае с «Волгонефть-239» это делают хотя бы сейчас, то вот с танкером «Волгонефть-212» пока многое неясно.
Илья Круглей