Posted 7 октября, 10:52

Published 7 октября, 10:52

Modified 7 октября, 10:55

Updated 7 октября, 10:55

Почему российский нефтегаз платит налоги на основе иностранных ценовых котировок

7 октября 2024, 10:52
У правительства РФ до сих под нет надежного ценового индикатора для определения цены флагманского сорта нефти Urals, а именно такой индикатор нужен, чтобы «справедливо» и «близко к реалиям» рассчитывать налоги для нефтегазовых компаний

Введенные Евросоюзом санкции на покупку российской нефти, несмотря на то, что Россия смогла перенаправить свои потоки, до сих пор вносят сумятицу в установленное когда-то положение дел. Речь идет о справедливом налогообложении добычи нефти: у правительства до сих пор нет надежного индикатора, какую цену российской нефти брать для взимания налогов. СПбМТСБ за год не смогла разработать устраивающую Минфин методику, а нефтяники выступают против существующей привязки к европейским портам.

Котировальное замещение

В российское налоговое законодательство, в частности в расчет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по нефти, заложены котировки агентства Argus по российской нефти в европейских портах (CIF). После того, как Евросоюз ввел санкции на покупку российской нефти в декабре 2022 года, это стало проблемой.

Минфину предлагали просто брать котировку Argus в российских портах (FOB), но это грозило либо выпадением доходов бюджета почти в 1 трлн рублей, либо переписыванием всего законодательства.

Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа (СПбМТСБ) предложила рассчитывать национальный индикатор стоимости российской нефти в наших же портах. Минфин беспокоил риск манипулятивности и степень репрезентативности индексов биржи.

«Надо понимать, что сделки между взаимозависимыми лицами могут учитываться при расчете индикаторов, иначе они подвержены манипуляциям со стороны тех компаний, которые представляют информацию по ценам. Будем смотреть, подвержен ли индикатор манипулированию и насколько он репрезентативен»,

— комментировал замминистра финансов РФ Алексей Сазанов.

Когда летом 2023 года стало понятно, что Argus перестанет публиковать котировку Urals CIF, Минфин объявил, что с 1 января 2024 года будет использоваться российский индикатор, и в июле был принят соответствующий закон. Но при этом, как и прежде, нижний порог цены Urals для налогообложения ограничивался определенным дисконтом к котировке Brent (так для простоты называется котировка нефти «Североморский датированный» — North Sea Dated, куда включены 6 сортов нефти, включая Brent).

Но уже в сентябре при рассмотрении бюджета введение индикатора СПбМТСБ было предложено снести на год позже, а еще позднее в законопроект вернулась и котировка Argus, но не в европейских портах, а в российских (FOB), увеличенная на стоимость транспортировки до Европы. Стоимость транспортировки должна была рассчитываться по разработанной Федеральной антимонопольной службой (ФАС) методике, если же методики нет, то цена доставки была определена в $2 за баррель.

При этом остался нижний предел цены в виде «Brent с определенным дисконтом». На 2024 год этот дисконт был установлен в размере $15 за баррель, на 2025 год — $10 за баррель, на 2026 год -$6 за баррель, но правительство закрепило за собой право установить его на уровне не более $20 за баррель. И уже в марте правительство им воспользовалось, увеличив дисконт с $15 до $20 за баррель на весь 2024 год, начиная с 1 января. Это привело к тому, что за минувшие два месяца налоги были пересчитаны исходя из цены «Argus, увеличенной на стоимость транспортировки к европейским портам», а не «Brent за минусом дисконта».

Судя по данным Argus, в течение всего года дисконт Urals к Brent постепенно снижался — примерно с $18 за баррель в январе до $13 за баррель в сентябре.

Кстати, в рамках начавшегося обсуждения трехлетнего бюджета на 2025–2027 годы Минэкономразвития представило оценки цены экспортной российской нефти в 2025 году — $69,7 за баррель, в 2026 году — $66 за баррель, в 2027 году — $65,5 за баррель. При том, что оценки Brent на 2025 год составляют $81,7 за барр., на 2026 год — $77 за барр., на 2027 год — $74,5 за барр.

Это означает ожидание дисконта на 2025 год в $12 за баррель, на 2026 год — $11 за баррель, на 2027 год — $9 за баррель. Эти цифры немного отличаются от того, что сейчас заложено в законодательстве.

Импортозамещение ценовых индексов

И вдруг, как гром среди ясного неба, Минфин заявил, что ему всё еще не нравится индекс СПбМТСБ, и от него, вероятно, откажутся.

«Там разные варианты обсуждаются. Скорее всего, от котировки Санкт-Петербургской биржи откажемся. Пока прогресса нет, чтобы она стала репрезентативной»,

 — заявил господин Сазанов в конце сентября. По его словам, сейчас ведомства и компании обсуждают, какие котировки использовать и будут стараться подготовить все изменения, чтобы они заработали со следующего года.

Глава ФАС Максим Шаскольский в свою очередь заявил, что ведомству поручено приостановить разработку методики определения цены транспортировки до европейских портов.

«Сейчас это пока всё отложено. Пока неактуально. Та индексация, которая считалась для транспортировки, — то, что мы считали для использования при налогообложении. Пока есть поручение отложить эти подсчеты»,

 — сказал он «Интерфаксу».

А между тем ФАС уже учла пожелания нефтяников поменять в методике категорию судов, которыми доставляется нефть. Так, «Газпром нефть» утверждала, что в связи с экономической целесообразностью укрупнения партий нефть теперь не вывозится из южных российских портов судами грузоподъемностью 80 тыс. т (Aframax), что делает использование котировок по данной категории судов «необоснованным для использования в расчетах». В результате ФАС изменила в методике показатель грузоподъемности танкеров в южных портах на Suezmax (порядка 140 тыс. т).

Сейчас для определения цены Urals, которая берется в расчет налогов на основе котировок Argus, всё еще берется среднее между Urals FOB Primorsk и Urals Aframax FOB Novorossisk.

Шаскольский не исключил, что отказ от методики стоимости транспортировки может означать, что для налогообложения будут использоваться другие котировки Urals.

«Там Минфин в основном должен определить, что он будет считать, как с нефтяниками взаимодействовать. У нас было поручение посчитать, потом его отложили»,

— добавил глава ФАС, заметив, что пока ФАС не участвует в процессе выбора ценового индикатора.

Как писала газета «Коммерсант» в августе, «Роснефть» предложила новую котировку для расчета налогов — средневзвешенную цену в российских портах, причем не только в западных, как сейчас, но и в восточных, где она исторически выше, за вычетом «транзакционных издержек» в размере $3 за баррель. По мнению компании, действующий порядок определения цены не учитывает всех фактических затрат, которые возникли из-за санкций, в результате чего налоги на отрасль оказываются завышены.

В частности, речь идет о «транзакционных издержках, связанных с усложнившейся из-за санкций маршрутизацией платежей», а также «затратами на финансирование, возросшими в связи с увеличением сроков поступления валютной выручки из-за усложнения цепочки расчетов, усиления контрольных процедур в транзитных банках-корреспондентах». В условиях возрастающего санкционного давления величина этих затрат может расти и должна регулярно пересматриваться по установленной методике ЦБ, считают в «Роснефти».

Также компания просит включить в методику расчета средневзвешенной цены объемы Urals для российских НПЗ, которые «с точки зрения ценообразования» являются альтернативой экспорту в порты западного направления. Это увеличит долю Urals при расчете средневзвешенной цены, снижая, например, эффект от экспортных объемов премиального сорта ВСТО.

Ранее «Роснефть» предлагала включить в ценовой индикатор сорт нефти Dubai — основной бенчмарк на рынке Азии, но Минфин не принял этого предложения, посчитав, что Dubai всё равно зависит от Brent.

По мнению заместителя генерального директора Института национальной энергетики Александра Фролова, текущий расчет Urals не отражает сложившихся реалий и сейчас зависит от условного показателя цены нашей нефти на несуществующих рынках.

«В этом плане стремления нефтяников привязать налоговый кодекс к рыночной реальности выглядит более чем адекватно. Давайте возьмем дубайский сорт, цену Urals в портах Индии, где мы продаем значительную часть нашей нефти, или нефть сорта ВСТО, которую мы продаем в Китае. То есть нефтяники предлагают привязать налоги, которые с них взимаются, к реальной цене нефти, которую они добывают»,

— сказал он.

«Использование при расчете налогов, не применяемых в реальности, искусственных показателей — базисов поставок и стоимости транспортировки — ведет к существенному расхождению между реальными результатами деятельности нефтяных компаний и уровню налогообложения (в большинстве случаев завышенному)»,

— писала «Роснефть» в комментариях к методике по стоимости транспортировки.

По словам Фролова, дело даже не в снижении или увеличении налоговой нагрузки.

«Налоговая нагрузка может даже увеличиться, но она будет в большей степени отражать рыночные реалии»,

 — сказал он.

По мнению эксперта, Минфин выступает против включения котировки СПбМТСБ в расчет налогового индикатора просто потому, что система работает и так, а KPI ведомства зависит от наполняемости бюджета.

«Выстроенная сейчас система позволяет наполнять бюджет, а если вы начнете что-то менять, то есть шанс что на первом этапе система не заработает так, как вы предполагаете, и может пострадать наполняемость бюджета. А спросят за это с Минфина, из-за этого Минфин, на мой взгляд, против»,

— считает Фролов.

По его словам, СПбМТСБ владеет данными о сделках примерно на 500 млн тонн нефти, то есть, на бОльшую часть нефти, которая продается российскими компаниями.

«Давайте возьмем данные СПбМТСБ, данные Федеральной таможенной службы (ФТС), данные Argus, что угодно… и создадим индикатор, который будет отражать рыночные реалии!»

— подчеркнул он.

Надеяться и верить в российское ценообразование

Изначально у Минфина основная претензия к котировке СПбМТСБ была в том, как учитываются сделки между взаимозависимыми лицами.

В марте новый руководитель СПбМТСБ Игорь Артемьев заявил, что СПбМТСБ видит порядка 90% всех внебиржевых сделок на рынке нефти, при этом сделки между аффилированными лицами исключены из расчета.

«В тех случаях, когда компания продает (нефть) своему торговому дому или своей „дочке“, то такие сделки мы должны отбрасывать, потому что это аффилированная история. А индекс должен быть репрезентативным»,

— говорил он в интервью РБК.

Он подтвердил, что на бирже не всегда видят, куда направился товар: есть возможность увидеть только «первую руку покупателя, возможно, вторую», поскольку торговля экспортными контрактами на бирже представлена минимально.

«В этом смысле мы только в начале пути. Это зависит от желания самих экспортеров, а они в нынешнее время по понятным причинам не хотят. Тем не менее даже если из массы сделок, которые мы видим, какая-то часть будет исключена, статистически мы увидим картину очень близкую к реальности»,

— уверен Артемьев.

Но не уверен Минфин. После заявления господина Сазанова о возможном отказе от котировки СПбМТСБ биржа заверила, что работа над совершенствованием котировки продолжается.

«Методика по ее расчету на основании регистрируемых на СПбМТСБ данных о внебиржевых сделках по реализации нефти на экспорт была направлена в Банк России, и по ней получено положительное заключение регулятора. После этого методика передана на рассмотрение Биржевого комитета ФАС России»,

— подчеркнули в пресс-службе СПбМТСБ. А Артемьев выразил уверенность, что когда-нибудь их котировка будет включена в законодательство.

Нефтяники утверждают, что получают выручку на FOB, но, как известно, до 2022 года в основном наша нефть продавалась трейдерам в российских портах, причем трейдерам международным — Gunvor, Trafigura, Vitol и другим. После введенных санкций, в частности ценового потолка, ограничивающего количество западных танкеров и страховок, эта опция стала недоступна российским компаниям, и им, вероятно, пришлось самим фрахтовать суда и доставлять товар конечному потребителю. Публичной информации на этот счет немного.

Argus за прошедший год начал публиковать котировку российской нефти сорта Urals также и на конечных рынках — Индии, а также и Китая, который в основном потреблял российскую нефть сорта ВСТО (ESPO), но и в небольших количествах начал закупать Urals (в основном небольшие китайские компании).

СПбМТСБ за минувший год замахнулась на создание единого ценового агентства с ЕАЭС, но все-таки страны ЕАЭС пока не являются основными покупателями российской нефти — этот пьедестал сейчас делят в основном Индия и Китай, которые вместе с Россией являются членами БРИКС.

По словам Артемьева, сейчас процесс организации биржевых торгов в формате БРИКС активно развивается. Впрочем, очевидно, в этом направлении предстоит осилить немалый путь.

Светлана Кристалинская

Подпишитесь