Пришла календарная зима, а с ней, как всегда, и рост стоимости дизельного топлива. В некоторых регионах оно сезонно подорожало почти на 2 рубля. Спрашивается, неужели в России только сейчас перешли на зимнее ДТ? Ответ очевиден: в РФ большинство регионов переходят на него раньше, а вот в Евросоюзе действительно начались холода и смена топлива. Но тогда напрашивается другой, не менее закономерный вопрос: а, собственно, почему европейская зима столь бесцеремонно залезает в карман россиян? Мало того, что Евросоюз ввел эмбарго на российскую нефть, а также «потолок» цен на нее, так теперь, судя по всему, граждане РФ должны финансировать их топливную корзину.
По данным Росстата, цены на бензин в России с начала января до 28 ноября 2022 года практически не выросли. Увеличение было меньше одного процента — 0,88%, что в 12,6 раза ниже инфляции. Прекрасный результат, только вот о дизеле такого сказать нельзя. ДТ за тот же период выросло в цене на 6,43%, этот показатель не превысил инфляцию только потому, что сама инфляция достигла 11,07%. Тенденцию к подорожанию дизеля показывает и рост стоимости авиакеросина, который используется в производстве зимнего ДТ.
Конечно, в стоимости зимнего дизеля всегда присутствует элемент «сезонной неожиданности». То есть из года в год в Россию вдруг приходит мороз, и стоимость ДТ начинает расти.
«Изменение цен на дизтопливо обусловлено сезонным фактором при переходе с летнего дизеля на более дорогостоящий в производстве зимний дизель»,
— прокомментировали в Минэнерго динамику цен.
В этом году помимо наступления зимних месяцев, на рынок ДТ, как считают эксперты, влияет и увеличение налоговой нагрузки. 21 ноября президент РФ подписал закон об изменениях в Налоговый кодекс, который суммарно в 2023–2025 годах увеличит фискальную нагрузку на отрасль примерно на 1 трлн рублей, в том числе за счет корректировки демпфера и увеличения НДПИ. Кстати, налог на добычу полезных ископаемых будет повышен сразу в 1,3 раза.
Стоит отметить, что демпфер уже был скорректирован в ноябре. Теперь индикативная экспортная цена топлива снижается на величину дисконта в цене российской нефти Urals относительно сорта Brent. Согласно исследованию группы «Петромаркет», демпфер на дизельное топливо в ноябре может уменьшиться на 6,83 тыс. рублей за тонну — до 18,81 тыс. рублей за тонну. Кроме того, с 1 января 2023 стоимость топлива должна увеличиться в плановом порядке, поскольку помимо уменьшения демпфера и увеличения налоговой нагрузки обязательно будут повышены на 4% акцизы на моторное топливо.
Повышение акцизов — это такой же сезонный признак, как и приход зимы. Напомним, что 70% в стоимости топлива составляют различные налоги и акцизы: 30% — это налог на НДПИ, 21% — акцизы, и еще 20% — НДС. По мнению ряда аналитиков, только за счет увеличения налоговой нагрузки стоимость топлива в 2023 году может уйти выше инфляции, хотя эти никак не вписывается в «Протокол Козака»*. Впрочем, это наиболее пессимистичный прогноз, большинство экспертов считают, что ситуация управляемая.
Заместитель председателя правления Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев отметил, что демпфер до конца года останется стабильным, и в следующем году изменять его параметры не планируется:
«Зимний дизель всегда дорожал иногда на 2-4 рубля, а иногда и больше. Сейчас он подорожал главным образом из-за погоды. В следующем году ему дорожать особо некуда, поскольку если он не уйдет на рынок, он отправится в северный завоз»,
— заметил эксперт. Он пояснил, что демпферные выплаты за керосин идут не нефтяным компаниям, а авиакомпаниям:
«Прямая субсидия не производителю, а потребителю создает дополнительное давление на зимнее дизельное топливо. Однако за „Протокол Козака“ мы не выскочили, в общей массе нефтяники показывают рост цен гораздо ниже инфляции. Я бы не говорил, что мы поставили дизель в Европу в ущерб собственному рынку»,
— считает Гусев.
Тем не менее очевидно, что в последние месяцы на российский рынок дизеля очень сильно влияли глобальные общемировые тенденции недопроизводства этого вида топлива. Bloomberg прогнозирует, что уже через несколько месяцев все регионы планеты без исключения окажутся под угрозой глубокого дефицита дизельного топлива.
В США уже самые низкие запасы ДТ за четыре десятилетия наблюдений. Дизель в Нью-Йорке в этом году подорожал почти на 50%. Такая же ситуация на северо-западе Европы. Не меньшие сложности с дизелем в ряде стран Юго-Восточной Азии, к ним относятся Таиланд, Вьетнам, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш.
Казалось бы, а какие проблему могут из-за этого возникнуть в России, ведь ЕС собирается отказываться от наших нефтепродуктов, включая дизель, уже 5 февраля 2023 года. После этого Брюсселю придется самостоятельно справляться с надвигающимся кризисом и дефицитом. Но не тут-то было — это только Еврокомиссия декларирует независимость. На самом деле в преддверии эмбарго экспорт дизеля из России растет. Возможно, он и после него не остановится.
По данным сервиса по отслеживанию судов Refinitiv, в ноябре доля российского дизеля в общем объеме поставок в Евросоюз увеличилась до 44%. Хранилище «Амстердам-Роттердам-Антверпен» в первой половине текущего месяца закупило у России на 126% больше топлива, чем месяцем ранее — 215 тыс. баррелей в сутки. В результате российскому Минфину в срочном порядке пришлось вводить с 1 января 2023 года заградительную экспортную пошлину на бензин и дизельное топливо. Причем только на поставки, за которые производители получили выплаты по демпферу. То есть объективно в последние месяцы производители сбывали в том числе объемы, предназначенные для внутреннего рынка.
Гусев указал, что введенные Минфином с 1 января 2023 года заградительные пошлины будут работать:
«Мы знаем, что безумное количество соседних государств получали дополнительные объемы топлива через нефтебазы. Грузили много и дружно, но как только Минфин сказал, что с первого января начнут действовать пошлины, трейдеры и нефтяные компании отказались от этого. То есть все, кто могли, уже заработали. Очевидно, что на такой шаг ведомству нужно было пойти раньше»,
— подчеркнул эксперт.
Напомним, что Европа собирается отказываться от российского дизеля только в феврале, то есть в тот момент, когда на территории ЕС начнется весна. До этого времени она продолжит скупать российские нефтепродукты, часть из которых, скорее всего, пойдет на Украину. Поэтому российским потребителям расслабляться не стоит.
Кстати, в ноябрьском докладе Международного энергетического агентства говорится, что эмбарго ЕС на поставки нефти и нефтепродуктов из РФ усугубит проблемы мирового рынка топлива. Гендиректор ООО «НААНС-МЕДИА» Тамара Сафонова считает, что для исключения дефицита нефти и нефтепродуктов в мире важно соблюдение баланса:
«Выпадение экспорта российских нефтепродуктов в объеме 140 млн тонн, безусловно, окажет влияние на рост энергодефицита в мире. Поскольку осталось много неопределенностей с поставками на мировой рынок российской нефти, подпадающей под эмбарго, то опыт реализации сырья в течение декабря 2022 — января 2023 продемонстрирует слабые стороны принятых коалицией решений. Кроме того, санкции спровоцировали начало эпохи возрождения самых неэффективных поставок нефтеналивных грузов в Европу с точки зрения увеличения стоимости логистики и роста затрат на приобретение энергоресурсов»,
— пояснила эксперт.
Bloomberg уже предсказал Евросоюзу дефицит ДТ после 5 февраля. Однако при серьезной нехватке топлива на внешних рынках российские нефтепродукты обязательно будут востребованы, несмотря на все эмбарго и «потолки». Это конечно хорошо с точки зрения наполнения бюджета и загрузки НПЗ, но важно сохранение баланса и на внутреннем рынке, а с этим часто бывают проблемы.
Тамара Сафонова предположила, что возможные ограничения на экспорт российских нефтепродуктов, внутренний рынок будет поддержан на профицитном уровне, соответственно, нет предпосылок для значимого роста цен на моторное топливо.
Павел Гусев считает, что главная проблема топливного рынка России заключается в отсутствии системного подхода со стороны правительства:
«Необходимо планирование, при котором профильное ведомство знает динамику роста числа АЗС и структуру потребления топлива. У нас нет горизонта планирования отрасли, нет топливной стратегии, в которой бы была информация о росте объемов потребления топлива внутреннем рынком»,
— резюмировал эксперт.
*Протокол совещания у вице-премьера РФ Дмитрия Козака, предусматривающий определенный уровень поставок нефтепродуктов в крупный и мелкий опт в фиксированных объемах и ценах.