Решить споры по СРП-проекту «Сахалин-1» можно после возвращения проекта к нормальной производственной деятельности, приводит ТАСС слова представителя НК «Роснефть», одного из акционеров проекта.
«Финансовые разногласия участников проекта „Сахалин-1“ являются следствием одностороннего решения его оператора об остановке промысла, который в настоящее время генерирует только убытки участникам СРП. Возвращение к нормальной производственной деятельности проекта „Сахалин-1“ могло бы создать необходимые условия для решения всех спорных вопросов», — цитирует ТАСС представителя НК. «Роснефть» при этом все же «надеется на урегулирование возникших проблем в правовом русле в интересах всех участников проекта», добавил представитель.
Ранее, напомним, WSJ написал, что Exxon Mobil Corp., владеющая 30% в «Сахалине-1» и имеющая дочернюю компанию-оператора проекта «Эксон Нефтегаз Лимитед», уведомила российскую сторону о намерении подать в суд на правительство РФ, если компании не позволят выйти из нефтегазового проекта «Сахалин-1». По мнению ExxonMobil, действия властей РФ ущемляют ее права и «мешают ей безопасно выйти из проекта» — речь об указе президента РФ, запрещающем компаниям из «недружественных стран» сделки с акциями стратегических компаний («Сахалин-1» входит в список).
Как отметило издание, в Exxon не надеются на досудебное урегулирование вопроса и «предпринимают шаги» для подачи иска в суд.
1 марта, на фоне СВО на Украине ExxonMobil объявила о намерении выйти из проекта, а в апреле оператор проекта «Сахалин-1» Exxon Neftegas Ltd объявил форс-мажор и начал сокращать добычу нефти на СРП-проекте «из-за последних событий, которые препятствуют или задерживают выполнение компанией своих обязательств по соглашениям и проведение операций на требуемом уровне международных стандартов для морской и нефтяной промышленности».
В начале августа «Роснефть», владеющая 20% долей в проекте, сообщила, что добыча нефти на «Сахалин-1» до сих пор не восстановлена, резервуары терминала Де-Кастри заполнены на 95%, отгрузка нефти не ведется. Также «Роснефть» отметила, что не имеет информации о принятых решениях по передаче операторской функции по проекту от «Эксон Нефтегаз Лимитед» третьей стороне.
Однако в финансовом отчете, опубликованном на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), ExxonMobil указала, что ведет переговоры о передаче проекта «Сахалин-1» другой стороне, однако имя «другой стороны» не раскрывается. «Корпорация соблюдает все установленные законы и санкции и в настоящее время занимается передачей проекта „Сахалин-1“ другой стороне», — указано в документе.
«Сахалин-1» — нефтегазовый проект (общая добыча нефти и конденсата на проекте к 1 полугодию 2020 года превысила 125 млн тонн, газа — 28 млрд куб. м), реализуемый в России на условиях СРП, и единственный, где российским компаниям не принадлежит контрольный пакет акций. Акционеры «Сахалина-1»: американская ExxonMobil (30%, оператор проекта в лице дочерней «Эксон Нефтегаз Лимитед»), японская Sodeco (30%), индийская ONGC (20%) и «Роснефть» (20%).