«НиК»: Как на работе биржи отразились внешние условия? Как сказывается рост цен на внешних рынках и эмбарго в отношении российских энергоресурсов? Пострадал или выиграл внутренний рынок нефти, газа, нефтепродуктов, угля от ограничений, вводимых на внешних рынках?
— Созданная на российском рынке система показала себя очень хорошо и позволила избежать потрясений. В конце февраля были скачки биржевых цен на нефтепродукты вверх и вниз, но рынок это пережил и продемонстрировал устойчивость. Были проблемы и со спросом, и с реализацией. Одной из причин этого стала реакция банков: трейдеры вдруг оказались без денег, потому что банки на всякий случай приостановили выдачу им средств. Затем все стабилизировалось, потому что стало ясно, что на внутреннем рынке топлива потрясений не будет. Роль банков на рынке нефтепродуктов очень высока. Это важный элемент рынка, несмотря на то, что сами они непосредственно в торгах участия не принимают.
Значимую роль сыграли меры, которые применяются в рамках Кодекса этики и работы совета секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ. К сожалению, без наказаний не обходится, потому что всегда есть отдельные компании, которые, пользуясь ситуацией, пытаются дополнительно заработать недобросовестными методами. Надеюсь, что факты наказаний всех охлаждают. В целом топливному рынку удалось избежать потрясений, несмотря на изменения в геополитике и экономике, и в настоящее время ситуация на российском рынке нефтепродуктов стабильная и предсказуемая.
«НиК»: Как вы оцениваете результаты первого полугодия? Прокомментируйте, пожалуйста, результаты в продуктах и в деньгах. Какими достижениями удовлетворены, а какие разочаровали? И в чем причина?
— Мы недавно подвели итоги работы за первые шесть месяцев 2022 года. Оборот (это все секции вместе взятые) составил 676 млрд руб., что на 5% с небольшим больше, чем в первом полугодии 2021 года. Значительно выросло количество клиентов и участников торгов: 4863 против чуть менее 3000 в прошлом году. Основной прирост количества новых клиентов произошел за счет развития нашего лесного бизнеса.
13,4 млн тонн на рынке нефтепродуктов (оборот в физическом измерении) — это 11-процентный прирост по сравнению с прошлым годом, в деньгах повышение примерно на такую же величину. Стабильно держится наша доля по объему поставок на внутренний рынок: по-прежнему каждая четвертая тонна нефтепродуктов продается через СПбМТСБ. Выросли объемы по 92-му и 95-му бензину, увеличились продажи дизтоплива, упал из-за сокращения спроса керосин. Мазут показал 20% прироста в физическом объеме, СУГи выросли на 16% по сравнению с первым полугодием 2021 года.
В то же время нас не радуют показатели объемов торгов природным газом, но что самое интересное — технологическое и операционное развитие рынка продолжается.
Мы зафиксировали серьезное падение биржевых торгов минеральными удобрениями. Причина понятна — это переход к фактически государственному регулированию цен и распределению минеральных удобрений по регионам, заводам, направлениям поставки. Это тема сейчас полностью ушла под государственный контроль. Решение принято, отрасль его выполняет, но мы по-прежнему предлагаем использовать биржевые механизмы, потому что считаем, что для всех групп товаров, по которым объем производства в РФ существенно превышает потребности внутреннего рынка, рыночная цена через биржу, реализация объемов через нее, обеспечение равнодоступности и работы экономических механизмов — это гораздо более прогрессивная и устойчивая история, чем государственное регулирование, которое оправдано только на сравнительно коротких временных промежутках.
«НиК»: Как вы оцениваете демпферный механизм?
— Демпфер свою роль сыграл. В период высоких нетбэков он однозначно защищал внутренний рынок. Положительную роль он продолжает играть и сейчас, как минимум частично. Да, для бюджета это высокая нагрузка, но насколько мы понимаем, речи о полном отказе от этого механизма нет. Угроза дефицита нефти в мире реальна, следовательно, потребность в демпфере в том или другом виде, на мой взгляд, сохраняется. Я думаю, что было бы неправильно отказываться от него полностью. Демпфер на рынке нефтепродуктов (бензин, дизель) стимулирует нефтяные компании предлагать продукт по доступной цене, потому что бюджет покрывает разницу, обеспечивая тем самым доступность этого социально важного товара.
Отмечу, что СПбМТСБ начиная с 2011 года ведет регистрацию внебиржевых сделок с важнейшими для отечественной экономики сырьевыми товарами. Используя эту информацию, мы имеем уникальную возможность формировать ценовые индикаторы не на основании оценок или прогнозов, а используя огромный массив реально заключаемых договоров купли-продажи. Поэтому считаем возможным использование наших ценовых индексов при расчете пошлин на нефть и нефтепродукты, уголь и другие товары, а также при расчете НДПИ, НДД и иных обязательных платежей.
«НиК»: В чем причины столь резкого роста цен на авиакеросин, тогда как динамика по остальным видам топлива не такая драматическая?
— Демпфер на авиакеросин способствует тому, что биржевая стоимость авиатоплива не совсем рыночная. Спрос на керосин упал. Самое удивительное в этой истории, почему цена не упала, а продолжает расти. Здесь работает тот самый демпфирующий механизм, потому что нетбэк по керосину высокий, соответственно, демпфер тоже приличного размера. Но, в отличие от всего остального рынка нефтепродуктов, демпфер получается не для производителя, а для покупателя в лице авиакомпаний. Покупатель, понимая, что часть возросшей цены по факту будет скомпенсирована бюджетом, становится более лояльным к той высокой цене, по которой ему предлагается покупать. Поэтому, в частности, необходимо тщательно следить за тем, чтобы эта повышенная цена не транслировалась в рост цен на авиабилеты.
«НиК»: Что нужно сделать для развития полноценных торгов газом?
— Что касается объема спотовых торгов, то в первом полугодии 2022 года он снижался, однако в июне тенденция изменилась: в этом месяце было реализовано в 2,2 раза больше газа, чем в мае. Мы надеемся на продолжение этой тенденции. По итогам первого полугодия более половины объема газа на биржевых торгах реализовал «Газпром». Планируем обсудить с ПАО «Газпром» его работу в качестве балансирующего продавца при недопоставках газа независимыми поставщиками.
«НиК»: Биржа запустила пилотный проект биржевых торгов энергетическим углем. Как развивается проект? Каковы планы его дальнейшего развития? Какова модель торгов (в частности, будут ли введены нормативы обязательных продаж)? Кто участники и какие объемы сейчас и ожидаются в перспективе? Будет ли запускаться угольный фьючерс?
— Осенью мы рассчитываем запустить биржевые торги энергетическим углем уже по новым правилам. Согласованы технологии торгов с участниками рынка, при бирже созданы совещательные органы, в состав которых вошли производители и потребители. Совместный приказ ФАС и Минэнерго согласован, ждем теперь его подписания и вступления в силу. Дальнейшие шаги примерно следующие: запускаем спотовую торговлю, набираем опыт, добавляем тематику, связанную с транспортировкой. Кроме того, в будущем возможно расширение перечня торгуемых марок угля.
Что касается фьючерса на уголь, сначала надо сформировать свой национальный внутренний индикатор. Я думаю, что как минимум год на это уйдет. И на этой базе уже готовить запуск фьючерса на данный ценовой индикатор. Предположу, что это произойдет явно не в 2022 году. Будет индикатор — будем обсуждать запуск фьючерса, на это может уйти не меньше года. Будем смотреть возможность расширения торгуемой номенклатуры за счет других, но это все потом, сначала нужно запуститься, накопить опыт.
«НиК»: Как развивается проект торгов «зелеными» сертификатами и углеродными единицами?
— Работа продолжается. СПбМТСБ планирует сформировать отдельную торговую секцию, где будут обращаться углеродные единицы. Напомню, что законодательство о Сахалинском эксперименте вступает в силу с 1 сентября 2022 года. Идет активная разработка подзаконной нормативной базы. В частности, недавно было принято очень важное решение: определен реестродержатель — компания «Контур». Также были приняты документы, которые формируют правила работы реестродержателя. Со своей стороны, биржа в апреле этого года разработала правила торгов и клиринга, другую документацию. Отправили ее на предварительное рассмотрение в администрацию Сахалинской области, Банк России, Минэкономразвития. Особых замечаний не получили, но так как она у нас разрабатывалась параллельно с принятыми законодательными нормами, то мы часть ее немножко откорректируем.
В этой связи планируем в ближайшее время сформировать новую торговую секцию биржи, где будут обращаться углеродные единицы, единицы исполнения квот. Мы создали неформальную рабочую группу с реестродержателем, компанией «Контур», и обсуждаем договор о взаимодействии, где будут предусмотрены все наши правила информационного обмена по регистрации углеродных единиц и сделок с ними. Также планируем развивать разные формы торгов, не только биржевые. Мы хотели бы сконцентрироваться на качестве климатических проектов и видим в этом большое будущее и перспективы.
СПбМТСБ ждет законодательных изменений для запуска торгов «зелеными» сертификатами на электроэнергию, которые установят правовой статус и условия обращения этого нового инструмента.
Пока же биржа организует взаимодействие с НП «Совет рынка» и участниками энергетического рынка по вопросам биржевой реализации «зеленых» сертификатов. Сейчас мы практически еженедельно участвуем в рабочей группе по ВИЭ, которая организована при НП «Совет рынка», и обсуждаем проект торгов «зеленой» электроэнергией как поставочными договорами на электроэнергию со станций возобновляемых источников. Здесь многое зависит от механизма учета и правового регулирования через регламент рынка, поэтому биржа занимается этой работой. Как только созреют нормативно-правовые и технологические условия, мы эти торги организуем.