Предложение по корректировке механизма расчета демпфера на нефтепродукты для авиакомпаний направило в правительство Минэнерго, сообщил «Интерфаксу» источник в кабмине. Сейчас индикативная цена по демпферу на авиакеросин составляет 55,9 тыс. рублей. По словам источника, в марте экспортные цены на нефтепродукты подскочили на фоне повышения курса доллара, при этом внутри страны НПЗ сдерживали цены из-за сниженного спроса — топливо в России продавалось даже с дисконтом 79 тыс. руб./т.
По оценкам исследовательской группы «Петромаркет», компенсация затрат российских авиакомпаний на керосин за счет демпфирующего механизма в марте этого года может составить 57,54 тыс. рублей на тонну использованного топлива. Таким образом, выплаты из бюджета авиакомпаниям в марте в рамках демпферного механизма могли составить 17,2 млрд рублей, в апреле — 11,6 млрд рублей. Исходя из средней стоимости топлива в российских аэропортах (67 тыс. 173 рубля за тонну, по данным Росавиации), бюджет компенсировал перевозчикам 85% стоимости керосина.
Минэнерго предлагает отвязать расчет компенсации от экспортной альтернативы и считать его как разницу между биржевой и индикативной (55,9 тыс. рублей) ценами внутреннего рынка. При этом если экспортная альтернатива вновь окажется ниже внутренних цен, то нужно будет вернуться к расчету от экспортных.
Минэнерго попросило правительство поручить Минфину проработать этот вопрос.
В связи с этим «Интерфакс» направил соответствующие запросы в Минэнерго, Минтранс и Минэнерго.
Керосиновый демпфер заработал для авиакомпаний в сентябре 2021 года. Бюджет компенсирует им 65% разницы между экспортной стоимостью керосина и установленной государством отсечкой. В 2021 году эта отсечка составляла 53,25 тыс., в 2022 году — 55,9 тыс.