Еврокомиссия уже сообщила о том, что считает необходимым запретить импорт всей российской нефти в ЕС: «Сегодня мы предложим запретить всю российскую нефть в Европе. Это будет полный запрет на импорт нефти из РФ, доставляемой по морю и по трубопроводам, неочищенной и очищенной нефти», — заявила глава ЕК Урсула фон дер Ляйен, выступая в Европарламенте. Она отметила, что отказ от нефти и очищенных нефтепродуктов из РФ должен занять шесть месяцев и завершиться к концу 2022 года.
Между тем, как выяснил Bloomberg, Евросоюз не хочет ограничиться поэтапным запретом на российскую нефть, а намерен помешать возможности РФ продавать нефть и нефтепродукты по миру. Отмечается, что запрет будет распространяться на предоставление «прямо или косвенно технической поддержки, посреднических услуг, финансирования или финансовой помощи или любых других услуг, связанных с транспортировкой, в том числе путем перегрузки с судна на судно, в третьи страны сырой нефти и нефтепродуктов, которые были получены или экспортированы из России». Ограничения также будут затрагивать страхование, сообщили источники агентства.
Однако желания политиков и реальный рынок — это, как говорится, две большие разницы. Наглядной иллюстрацией этому являются данные Reuters о том, что экспорт российской нефти, за исключением экспорта в страны бывшего СССР, вырос в среднем до 4,88 млн баррелей в сутки в первые четыре недели апреля, что на 2% больше, чем в марте.
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ):
«Идея тотального эмбарго предполагает прекращение физических поставок российской нефти как по нефтепроводу, так и танкерным флотом. Но мы видим, что реализация этой идеи пробуксовывает, поскольку многие страны еврозоны выступили против тотального эмбарго.
Европейские власти хотят выйти из положения путем предоставления исключения от эмбарго для ряда стран, прежде всего тех, которые находятся в центральной Европе и не имеют выхода к морю, — это Венгрия, Словакия. Плюсом этих стран должна будет стать возможность для переработки российской нефти, причем не только для себя, но, видимо, и для соседей. Благодаря этим исключениям в ЕС сформируются центры переработки российской нефти. Получаемую в этих центрах продукцию, возможно, будут перепродавать.
В дальнейшем на европейский рынок будут все больше заходить ближневосточные и африканские производители. Российские компании уйдут на азиатские рынки. Кроме того, российская нефть начнет в большем количестве перерабатываться на индийских и китайских НПЗ, которые будут часть продукции, прежде всего дизельное топливо, отправлять на европейский рынок.
Но в любом случае политика эмбарго в отношении российского сырья приведет к тому, что многие европейские НПЗ либо сократят переработку нефти, либо остановятся. Это процесс произойдет ввиду того, что будут ограничены центры переработки российской нефти в ЕС, кроме того в Европу придут уже готовые нефтепродукты, произведенные из российского сырья.
В ЕС начнет перестраиваться и логистика, поскольку какая-то нефть пойдет по железной дороге, другая же — по нефтепроводам в реверсном режиме».