Posted 15 апреля 2022, 12:39
Published 15 апреля 2022, 12:39
Modified 17 сентября 2022, 07:25
Updated 17 сентября 2022, 07:25
31 марта президент США Джо Байден принял решение направлять на рынок из стратегического нефтяного резерва Соединенных Штатов (SPR) в среднем по 1 млн б/с на протяжении ближайших шести месяцев. Ожидается, что такие объемы будут поступать на рынок с мая по октябрь 2022 года.
В первую очередь, Белый дом пошел на это ради того, чтобы снизить цены на моторное топливо на внутреннем рынке США, которые растут еще с конца 2021 года.
После объявления этой новости прошло уже 2 недели, а цены на нефть в мире все также варьируются в пределах $100 за баррель. При этом стоимость бензина и дизеля в США по-прежнему высока. Сейчас средняя цена бензина в Штатах — $1,13 за литр.
Да, это чуть меньше, чем цена бензина две недели назад — на 10% (почти на 2,5 цента), но такое снижение слишком незначительно. Для сравнения: в марте стоимость бензина в США выросла на 17%, а если сравнивать сегодняшнюю стоимость в $1,13 за литр с апрелем 2021 года, то она увеличилась на 40%. Примерно та же ситуация и с дизелем, средняя цена которого в США сейчас около $1,3 за литр (снизился за последние две недели лишь на 1 цент).
По этой причине компании Uber и Lyft уже включили временную наценку в цену поездки, чтобы помочь водителям справиться со сложной ситуацией в виде увеличившихся расходов на топливо. Более того, подрядчики FedEx, Uber и Lyft направили руководству компаний онлайн-петиции с просьбой оказания финансовой поддержки после увеличения топливных сборов в марте (доплата взимается непосредственно с пассажиров и составляет от $0,45 до $0,55 за поездку).
В итоге складывается весьма странная ситуация. Белый дом «вскрывает» огромные (самый большой объем за всю историю с момента создания SPR в 1970-х годах) запасы нефти из резервов США — 180 млн баррелей нефти, но рынок топлива в стране практически не отреагировал на это событие. Жалкие единицы процентов снижения стоимости бензина и дизтоплива, причем после того, как цены за последние полгода постоянно росли — это весьма слабый эффект от «вброса» рекордных объемов на мировой рынок нефти.
Важно добавить, что это не первая за последние полгода инициатива по извлечению резервов нефти.
23 ноября Байден приказал использовать 50 млн баррелей сырой нефти из SPR и призвал союзников США сделать то же самое. На его призыв откликнулись Великобритания, Индия, Япония, Корея, несколько европейских стран и даже отчасти Китай. По разным оценкам, все они в сумме выпустили на рынок из своих резервов около 11 млн баррелей. Как мы теперь знаем, эта мера в итоге не остановила растущую цену нефти в мире (как и подорожание топлива внутри США).
1 марта совет Международного энергетического агентства (МЭА) под председательством министра энергетики США Дженнифер Гранхолм принял решение, согласно которому члены организации коллективно выпустят на рынок из своих резервов 60 млн баррелей нефти (из которых 30 млн — это нефть из США). Увы, но и это серьезно на стоимость «черного золота» в мире не повлияло, а у водителей в Америке из-за все еще высоких цен на топливо появилась новая привычка — клеить рядом с ценниками на АЗС стикеры с фото Байдена и надписью «это сделал я» (повышение стоимости топлива).
В целом инициатива Белого дома выпускать из SPR на рынок дополнительные 1 млн б/с в течение шести месяцев, чтобы снизить цены на нефть и бензин, выглядит при нынешней конъюнктуре в мировой экономике несколько сомнительной, тем более что мировая добыча нефти сейчас составляет почти 100 млн б/с.
Конечно, никто не говорит, что 1 млн б/с для мировой экономики — это ничто. В 2014 году рынки энергоносителей начало лихорадить (а цена на нефть падать) из-за переизбытка предложения в 1,5-2 млн б/с. Но тогда дополнительные объемы «черного золота» поступали на рынок, потому что многие добытчики, включая «сланцевиков» из США, обладали технической возможностью наращивать добычу. Более того, переизбыток нефти стимулировался не одними только США, (как это сейчас пытается сделать Белый дом), но и целым рядом других стран экспортеров «черного золота», включая Россию.
Теперь же мировой рынок лишается потенциального роста предложения из-за:
Не совсем понятно, как будет поступать в течение этого года ОПЕК+, если избыток предложения на мировом рынке нефти все же возникнет. Учитывая высокие цены на нефть, некоторые страны-экспортеры могут себе позволить еще большее снижение уровня добычи, тем самым компенсируя «вброс» на рынок дополнительных 1 млн б/с из США.
Выходит, извлечение 180 млн баррелей нефти из SPR не дает гарантированного снижения цен на нефть в мире и на топливо внутри США. Зато точно будут проблемы с самими нефтяными резервами в Соединенных Штатах. SPR был создан для реальных чрезвычайных ситуаций, а то, что происходит сегодня, — это не столько ЧС, сколько политика.
По данным Управления энергетической информации США, в январе 2022 года в SPR находилось 588 млн баррелей нефти (максимальный объем по заполненности в истории — 726 млн баррелей в 2010 и 2011 гг.).
Выходит, когда будут исчерпаны те 180 млн баррелей, о которых сегодня говорит Байден, SPR потеряет почти треть от своего объема запасов. Когда и за счет кого будут заполнять хранилища вновь? По словам Байдена, это произойдет, когда цены на нефть станут ниже.
«Заполнять SPR в любом случае придется, но не совсем понятно, как именно. Действия Белого дома сейчас несколько противоречат друг другу. С одной стороны, Вашингтон пытается надавить на Москву с помощью санкций, блокируя российскую нефть на мировом рынке. С другой стороны, ее отсутствие провоцирует рост цен на мировом рынке и на рынке топлива в Америке. Инициативы руководства США имеют весьма краткосрочный характер. При этом я не уверен, что у Вашингтона есть какое-то комплексное решение проблемы с ценами на нефть и одновременного давления на РФ», — рассуждает замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
При нынешней конъюнктуре рынка не похоже, что заполнять SPR будут в этом году. Резервы нужно пополнять при благоприятных условиях, т. е. когда цена «черного золота» на низких отметках. Но нефть сегодня стоит слишком дорого. Что касается следующего года, то тоже есть вопросы. На экспертном уровне, причем и в самих США, пока никто не видит предпосылок для сильного снижения стоимости нефти (ниже $80-90 за баррель). Нет гарантий и того, что необходимый объем для заполнения хранилищ обеспечит сланцевая отрасль США.
«Наполнение SPR не является прямой обязанностью «сланцевиков». Более того, компании из этой отрасли сейчас, как и полгода назад, придерживаются политики выплат задолженностей и дивидендов своим акционерам, а не инвестирования в добычу с целью взрывного увеличения ее объемов. Более того, для увеличения объемов добычи, с технической точки зрения, нет никаких предпосылок. В 2015–2017 гг. в США наблюдался рост добычи сланцевой нефти даже при неблагоприятной конъюнктуре, поскольку тогда еще отрасль не уперлась в потолок по повышению эффективности при извлечении углеводородов.
Теперь же процесс серьезно замедлился, потенциала сокращения расходов у такой добычи уже нет, следовательно, нет стимулов и для взрывного роста по добыче. Заметьте, в бассейнах Eagle Ford, Bakken и Permian никакого революционного роста добычи не наблюдается даже при нынешних высоких ценах. Объем извлечения углеводородов наращивать очень сложно. Дорожают химикаты, необходимые для работы отрасли, песок, стоимость грузоперевозок, стали и нефтесервисного оборудования. Это уже не говоря о проблеме нехватки квалицированных кадров даже в крупнейших компаниях по добыче сланцевой нефти», — резюмировал Алексей Белогорьев.
Объем нефти в SPR уже находится на самом низком уровне с 2002 года. Если цены на нефть со временем вырастут, он может оказаться на еще более низком уровне. Конечно, резервы можно пополнять нефтью, которая сейчас стоит примерно $100 за баррель, но тогда, по сути, налогоплательщикам США придется заплатить надбавку за пополнение SPR. Это все, кстати, в условиях, когда американские компании, которым предоставили возможность покупки нефти в ноябре 2021-го из резервов США (когда из SPR извлекли 50 млн баррелей), в ближайшие месяцы обязаны вернуть в хранилища около 32 млн баррелей.
В экспертном сообществе США все больше растет скептицизм по поводу продажи 180 млн баррелей нефти из SPR. К примеру, аналитики из Height Capital Markets говорят, что продажа рекордных объемов углеводородов из резервов может повысить волатильность рынка в долгосрочной перспективе. То есть сейчас от такого шага страна почти ничего не выиграла (топливо на АЗС все еще дорогое), зато в будущем США получат проблемы в виде недозаполненных хранилищ, что в условиях высокой волатильности рынка энергоносителей крайне неприятно.
В апреле в Goldman Sachs обозначили еще одну важную проблему. Выпуск резервной нефти из SPR может замедлить ожидаемый рост добычи (на 1,1 млн б/с в 2022 году) у американских сланцевых бурильщиков. Высвобождение резервов увеличит предложение на рынке, что сделает увеличение добычи сланцевой нефти нецелесообразным.
При этом руководство США, заставляя нефтедобытчиков наращивать объемы извлечения углеводородов, вместо «кнута и пряника» использует «кнут» и отмену субсидий.
Во-первых, администрация Белого дома 31 марта призвала Конгресс заставить нефтегазовые компании следовать принципу «плати или качай». Суть требований: компании должны платить взносы (конкретные суммы платежей еще не обнародованы), если они располагают скважинами на своей арендованной территории, но не использует их по максимуму. Рентабельно это или нет — проблема компаний, а не Белого дома.
Во-вторых, агрессивно требуя от нефтедобытчиков увеличения объемов, Белый дом так и не отказался от намерения лишить отрасль крайне важных льгот. Самая значимая из них — исключение из федерального бюджета льготы в виде списания нематериальных затрат компаний на бурение.
Впрочем, небольшой «пряник» все же есть. Количество разрешений на бурение новых скважин в бассейне Permian в марте этого года достигло рекордного уровня — 904. По данным опроса Федерального резервного банка Далласа, цена в $104 за баррель нефти примерно вдвое превышает ту, которая необходима для прибыльного бурения скважин в бассейне Permian.
Компании, занимающиеся бурением скважин для добычи сланцевой нефти, по этой причине стали чаще использовать уже пробуренные, но незавершенные скважины. Число таких простаивающих неактивных установок в феврале сократилось до 4372 единиц (самого низкого уровня с 2013 года).
Однако все это в сумме, судя по отчету Управления энергетической информации США за первый квартал 2022-го, пока что взрывного роста добычи не принесло.
Месяц | Объем добычи |
январь 2022 года | 11,7 млн баррелей |
февраль 2022 года | 11,5 млн баррелей |
март 2022 года | 11,6 млн баррелей |
Возможно, в руководстве США понимают, что надеяться на сильное увеличение добычи нефти в стране не стоит. Даже рост числа активных буровых скважин сегодня больше компенсирует падение уровня добычи, наблюдавшееся во время первых волн пандемии, чем обеспечивает дополнительные объемы. Это значит, что нефтегазовые компании в США не смогут быстро заполнить SPR в ближайшее время. Именно поэтому в действиях Вашингтона, цель которых — снизить цены на топливо в стране, просматривается определенная отчаянность.
К примеру, Белый дом попытался переложить вину за высокие цены на топливо в США на нефтегазовые компании. Ради этого 6 апреля были проведены слушания в Конгрессе США перед комитетом Палаты представителей, где руководители нефтяных компаний вынуждены были оправдываться в том, что они не причастны к этому кризису.
Компании, кстати, привели вполне убедительные аргументы в пользу своей невиновности. Президент Shell USA Гретхен Уоткинс сообщила политикам, что почти все розничные заправочные станции под брендом Shell в США принадлежат независимым операторам, которые сами устанавливают цены на рынке. Исполнительный директор Devon Energy Рик Манкриф, намекая на то, что цена топлива — это не забота компании, напомнил конгрессменам, что «компания не перерабатывает и не продает продукты нефтепереработки, она, в первую очередь, занимается добычей». Сделать из нефтегазовых компаний главного виновника не получилось.
13 апреля Байден сообщил, что на протяжении всего лета американцам разрешат покупать в любых объемах биотопливо E15 — бензин, в который добавляют смесь из этанола. E15, конечно, немного дешевле (на 7-8 центов) обычного бензина, но для того чтобы проехать такое же расстояние, как и на обычном бензине, биотоплива нужно больше, т. е. цены на АЗС вроде как станут несколько ниже, но реальной экономии для авто владельцев де-факто не будет.
Все это говорит о том, что в Белом доме вроде как есть комплекс мер для решения проблемы высоких цен на нефть в мире и дорожающего топлива внутри США, но все эти инициативы носят ситуативный, а не долгосрочный характер.