«Зеленое» судоходство в Арктике

7 октября 2021, 14:00
Применение СПГ в качестве основного топлива является перспективным направлением развития экологичного судоходства, и России стоит присмотреться к опыту Финляндии в вопросе ледовых технологий

Развитие морских транспортных маршрутов за Полярным кругом имеет стратегическое значение для всех стран арктического региона. Спрос на ледокольную проводку по арктическим морским путям растет в настоящее время и будет существенно увеличиваться в ближайшем и отдаленном будущем.

Однако устойчивое развитие транзитных трансарктических транспортных потоков, а также освоение природных ресурсов самой Арктики нельзя рассматривать без учета вопросов защиты окружающей среды.

Значительный рост экономической активности и добычи полезных ископаемых в этом регионе, а также развитие судоходства создают существенные риски для его хрупкой экосистемы.

В связи с этим все актуальнее становится необходимость во вводе в эксплуатацию новых, более экологичных судов.

В первую очередь имеются ввиду ледоколы и суда высокого ледового класса, способные круглогодично решать поставленные задачи (объем и сложность которых постоянно растет) в условиях сложной ледовой обстановки, не нанося вреда окружающей среде.

Одним из наиболее перспективных направлений развития экологического судоходства в Арктике можно считать более широкое применение сжиженного природного газа в качестве основного топлива для главных судовых двигателей.

На льду Финляндия

Кроме России развитого ледокольного флота не имеет больше ни одна страна в мире, за исключением Финляндии. Правда, довольно скоро новые первоклассные суда высокого ледового класса могут появиться в Китае, Канаде, США и некоторых других странах.

Исходя из реалий последнего времени, России вполне может пригодиться практический опыт соседей из Северной Европы, а именно Финляндии, которые в силу географического расположения и развития инновационных технологий, стремятся к лидирующему положению в области создания ледокольных судов.

Сразу оговоримся, Финляндия — единственная страна, которая несмотря на то что входит в Арктический совет, связана с Арктикой только через Лапландию и не имеет в этом регионе выхода к морю. Вместе с тем это единственная страна на планете, у которой все порты на Балтике — замерзающие. В силу этого для Финляндии наличие эффективного ледокольного флота — жизненная необходимость. И поэтому к опыту Финляндии в вопросе ледовых технологий присмотреться очень полезно.

Внешнеэкономические связи этой страны в силу высокой загрузки внутренней и внешней железнодорожной сети сильно завязаны на морские порты. При этом у Финляндии (и у Швеции тоже, но в существенно меньшей степени) есть одна общая проблема, которую необходимо постоянно решать — морской лед в Ботническом заливе. Несмотря на сокращение площади морского льда и изменение климата в последние годы, условия в Арктике и на Балтийском море остаются весьма сложными для проводки судов.

Финляндия построила на своих верфях большое количество ледоколов для СССР как для работы в Арктике, так и для многочисленных замерзающих портов, а также серии торговых судов высокого ледового класса. Затем был длительный перерыв после распада СССР, верфи были перепрофилированы большей частью под строительство круизных судов и паромов.

В начале 2000-х годов возобновились арктические и шельфовые проекты со стороны Российской Федерации, а Финляндия к тому моменту, к счастью, не утратила свой богатый опыт создания ледокольных судов и даже вышла с инициативными проектами, предлагающими новые инновационные решения для ледоколов и ледокольных судов.

Сегодня в Финляндии в строю девять действующих ледоколов, еще пять ледоколов — в Швеции. Этот флот был построен в рамках сотрудничества стран еще в 1970-х годах: тогда были созданы пять ледоколов класса Urho / Atle вместе с судами Sisu, Ymer и Frej. В начале 2021 года представители Финляндии и Швеции сообщили о планах совместного проектирования ледоколов в рамках новой программы. Это не первый случай, когда две страны работают над аналогичным проектом вместе. Наиболее интересный опыт в программу привнесла Финляндия за счет недавней реализации проекта Polaris.

Многолетний перерыв собственной программы строительства ледоколов в Финляндии закончился, когда в 2016 году в эксплуатацию был введен ледокол Polaris — без преувеличения настоящий шедевр финского судостроения.

Это судно спроектировано и способно выдерживать самые сложные условия работы в Балтийском море. Новаторский дизайн конструкции судна использован, например, в форме корпуса судна и устройстве силовой установки. Судно оснащено тремя пропульсивными установками Azipod©, вращающимися на 360 градусов, что обеспечивает отличные маневренные качества. Его общая мощность около 22 МВт делает его самым мощным ледоколом Финляндии.

В Финляндии действуют строжайшие экологические законы и ощутимые штрафы на законодательном уровне за любые их нарушения. Сегодня Polaris — самый экологичный дизель-электрический ледокол в мире. Топливом служит судовое дизельное топливо с низким содержанием серы и сжиженный природный газ (СПГ). Преимущество таких судов в том, что при работе в режиме сжигания газа выбросы окиси азота меньше на 80%, а углекислого газа — на 25% по сравнению с обычным дизельным двигателем. Также кратно уменьшаются выбросы оксидов серы.

Помимо ледокольных работ Polaris может круглый год выполнять аварийную буксировку, спасательные операции и, благодаря системе сбора нефти, операции по ликвидации разливов.

В мире также ведется разработка более экологичных источников энергии, технологий утилизации отходов и более функциональных материалов. На сегодня СПГ — не единственный перспективный источник энергии. В частности для перспективного применения на море рассматривается безэмиссионная водородная система гибридной силовой передачи на основе топливных элементов с протоннообменной мембраной PEMFC.

«Эко-френдли» по-русски

Финляндия не очень богата полезными ископаемыми, когда идет речь о морских перевозках — это преимущественно транспортировка промышленных изделий. В российской же зоне Арктики в основном осуществляются перевозки нефти, газа, руды и других полезных ископаемых, леса. Поэтому экологический ущерб и цена возможных ошибок и аварий здесь на порядок выше.

К сожалению, термин «эко-френдли» (eco-friendly) еще не успел стать привычным в российской судостроительной отрасли. Поэтому имеет смысл присмотреться к уже имеющемуся успешному опыту наших близких соседей в сфере морского судоходства.

Использование сжиженного природного газа в судостроении — общемировая тенденция. И тут стоит отметить, что «Совкомфлот», один из крупнейших судовладельцев мира и судовладелец номер один в области арктических грузоперевозок, взял четкий курс на перевод вновь построенных судов на сжиженный газ в качестве основного топлива в главных судовых двигателях внутреннего сгорания.

Россия также находится на пути к сокращению вредных выбросов. В рамках программы «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации» ведутся работы по реализации проекта гибридных судов нового экологического класса и продвижения программы «зеленого» судоходства в Арктике.

Российские судовладельцы также достаточно жестко ограничены различными конвенциональными требованиями. Судно, спроектированное и построенное с нарушением конвенциональных требований в части соблюдения норм защиты окружающей среды, просто не выйдет из порта.

Все суда в соответствии с требованиями надзорных органов проходят регулярное освидетельствование, в том числе в части соблюдения требований экологии.

Российский морской регистр судоходства производит наблюдение с момента проектирования судна, чтобы вновь построенное судно соответствовало нормативным требованиям, в том числе требованиям по защите окружающей среды.

Судостроение — технологично и практично

В судостроительной отрасли любые новации принимаются для практического использования аккуратно и постепенно. Облик судна определяется судовладельцем под конкретную задачу и конкретный регион, в зависимости от того, для чего это судно нужно, в каких водах оно будет ходить.

Например, надо учитывать, что ледовые условия в российской Арктике намного сложнее, чем на Балтике, и зачастую требуется существенно большая мощность ледокольных судов, чем у того же ледокола Polaris.

Однако определенный опыт и технические решения, использованные при создании и эксплуатации Polaris, очень удачного во многих отношениях судна, стоит изучать для их потенциального использования при создании других судов. Так, этот самый опыт уже использовался при создании ледоколов «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» для освоения Новопортовского месторождения (проекта «Газпром нефть») — они строились на базе похожей проектной концепции.

Для устойчивого развития Арктики с экономическим эффектом для всех заинтересованных стран и с учетом сохранения уникальной экосистемы нужна кооперация по всем направлениям — от создания передовых технологий и обмена опытом до совместных проектов.

#Арктика: Северный морской путь #Россия #СПГ #Аналитика #Финляндия #Судоходство #Судовое топливо
Подпишитесь