Позитивная динамика мирового рынка нефти после продления сделки ОПЕК+ вернула цены на нефть к докризисным уровням: маркерные сорта за первую половину марта уверенно приблизились к планке в $70 за баррель. Казалось бы, стратегическая цель достигнута, и отрасль должна наконец «выдохнуть» и перейти на нормальный режим работы. Но если экспортное направление вызывает положительные эмоции, то внутренний рынок стал источником тревоги: цены на топливо заметно выросли в короткие сроки. В прошедшую пятницу, 12 марта, цена бензина АИ-92 выросла на биржевых торгах до 55,75 тысячи рублей за тонну, побив исторический рекорд мая 2018 года.
Напомним, что именно рост цен на топливо весной 2018 года стал поводом для заключения «джентльменского» соглашения между правительством РФ и нефтяными компаниями по сдерживанию роста внутренних цен на моторные топлива. Суть соглашения состояла в том, чтобы производители топлива и владельцы заправочных сетей (в большинстве своем это два бизнеса в рамках одной вертикально интегрированной компании) не повышали розничные цены на бензин и дизель быстрее, чем растет инфляция в стране. А через год данное соглашение получило продолжение — был введен демпферный механизм.
Мы не будем здесь рассматривать все нюансы работы демпфера за прошедшие два года — на эту тему уже много чего было сказано как участниками рынка, так и представителями регулятора и экспертами отрасли.
И дело даже не в том, насколько плох или хорош демпфер — нужно констатировать, что другого механизма сглаживания скачков цен на внешних рынках пока просто нет.
Позволим себе лишь одну ремарку. Дело в том, что на наш взгляд текущая геополитическая ситуация существенно влияет на условия ведения внешнеэкономической деятельности российских компаний. Санкционное давление не ослабевает, а только нарастает, что повышает и умножает риски отечественных экспортеров. Философия равнодоходности внешнего и внутреннего рынка в этой связи уже не совсем отвечает тем вызовам, с которыми сталкивается как отечественная нефтегазовая отрасль, так и экономика в целом. Ключевой для экспорта российских энергоресурсов западный рынок, опять же с философской точки зрения, все дальше уходит от сотрудничества с Россией по поставкам углеводородного сырья — официально взят курс на декарбонизацию экономики и уход от энергоносителей с «углеродным» следом.
В таких реалиях мы вынуждены лишь приспосабливаться и следовать в фарватере западной «климатической» инициативы, продолжая при этом использовать всю те же механизмы, которые были выработаны несколько десятилетий назад — среди них и нетбэк, как символ «свободной» рыночной экономики. Демпферный механизм является еще одним звеном в этой цепочке.
Несомненно, существующие ценовые индикаторы и сформированная на этой основе налоговая система объективны и дают участникам рынка и государству определенную стабильность, но все-таки время уже требует стратегической инициативы, а не «джентльменских соглашений» и тактических и временных решений.