Судостроительный комплекс «Звезда» приступил к строительству головного атомного ледокола проекта «Лидер». Уже состоялась резка первых деталей корпуса для флагманского ледокола, которому присвоено имя «Россия». Судно станет самым мощным атомоходом в истории мирового судостроения. Ключевая задача ледокола, не имеющего аналогов в мире, — обеспечить круглогодичную проводку коммерческого флота по Северному морскому пути, подчеркивается в релизе «Роснефти».
Контракт на строительство ледокола был подписан «Звездой» и «Атомфлотом» 23 апреля 2020 года. Государственный заказчик ледокола — Госкорпорация «Росатом». Согласно решению президента Владимира Путина, судостроительный комплекс «Звезда» выбран единственным исполнителем этого контракта Завершение строительства ледокола намечено на 2027 год.
Длина нового атомохода составит 210 метров, ширина — 47 метров, осадка — 13 метров. Ледокол «Россия» будет оснащен двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Суммарная мощность энергоустановок ледокола составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной более 4 метров со скоростью 2 узла. При толщине льда 2 метра скорость ледокола составит до 12 узлов.
Атомоход будет способен прокладывать канал шириной около 50 метров, что обеспечит возможность экономически эффективной круглогодичной навигации крупнотоннажных транспортных судов от 50 тыс. тонн, а также газовозов класса Arc7 шириной корпуса 50 метров по Северному морскому пути. До ввода в эксплуатацию ледокола «Лидер» проводку транспортных судов по СМП будут обеспечивать, в том числе атомные ледоколы с максимальной мощностью до 60 МВт.
Судостроительный комплекс «Звезда» создается консорциумом во главе с «Роснефтью». На сегодняшний день портфель заказов судоверфи составляет 39 судов, с учетом опционов — 59 судов.