Posted 3 апреля 2020, 14:48

Published 3 апреля 2020, 14:48

Modified 16 августа 2022, 21:51

Updated 16 августа 2022, 21:51

Тема недели: бегом от катастрофы

3 апреля 2020, 14:48
Сюжет
ОПЕК
Договариваться о замедлении «идеального шторма» на нефтяном рынке должны Саудовская Аравия, Россия и США, а также… Китай

Первоапрельской шутки не получилось. Танкеры с саудовским сырьем оказались никому не нужны. Поэтому вместо «боевых действий» на нефтяном рынке Саудовская Аравия призвала к срочному проведению внеочередной встречи ОПЕК+, которая должна состояться 6 апреля. При этом ведущую партию главного нефтяного «спасителя» сыграл Twitter Дональда Трампа. Именно там прошло первое сообщение о неких консультациях Вашингтона с Москвой и Эр-Риядом, итогом которых явилось ожидание того, что страны ОПЕК+ могут утвердить сокращение добычи в районе 10-15 млн б/с. Позже мировые агентства растиражировали весьма противоречивую новость о том, что сами США снижать добычу не будут, но, тем не менее, президент Соединенных Штатов обсудит ее снижение внутри страны с представителями крупных нефтяных компаний.

Надо сказать, что события на нефтяном рынке развивались весьма стремительно. В понедельник, 30 марта, состоялся телефонный разговор президентов России и США. Итоги неизвестны, но стало ясно, что проблемы нефтяного рынка лидеры двух стран обсуждали. После этого прошли телефонные переговоры министров энергетики России и США. Кроме того, Дональд Трамп позволял себе заявления о том, что России и Саудовская Аравия должны скоро договориться.

2 апреля американский лидер сделал более конкретное заявление. В частности, он сообщил, что Россия и Саудовская Аравия выработают какое-то решение по ценам на нефть в ближайшие несколько дней. Позже он пояснил, что поговорил со «своим другом», наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом аль Саудом, который, по словам Трампа, поговорил с президентом России Владимиром Путиным. «Я надеюсь и ожидаю, что они сократят [добычу нефти] примерно на 10 млн баррелей или возможно больше, что — если это случится — будет прекрасно для нефтяной и газовой индустрии», — написал Трамп на своей странице в сети Twitter.

Однако в Кремле заявили, что разговора Путина с аль Саудом не было.

«Пока ни о каких конкретных сделках или даже абстрактных сделках взамен ОПЕК+ никто речи не заводил», — заявил журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на вопрос ТАСС, обсуждается ли такая возможность для стабилизации на мировом рынке нефти. Он напомнил, что ситуация на энергетических рынках, в том числе рынке нефти, обсуждалась в ходе недавнего телефонного разговора президентов России и США — Владимира Путина и Дональда Трампа.

Глава Минэнерго Александр Новак в эфире «Эха Москвы» 2 апреля заметил, что Россия и США договорились вместе выработать меры для стабилизации рынка нефти. По его словам, сделка ОПЕК+ в текущих условиях не имела бы действия даже при исполнении предложения Саудовской Аравии об увеличении объемов сокращения добычи. Он также заметил, что у него нет уверенности в реальном наращивании добычи другими странами ОПЕК+: «Я не уверен, что наши коллеги начали наращивать добычу, надо подтверждать это цифрами, а не словесными интервенциями», — пояснил министр. Он напомнил, что при снижении потребления энергоносителей в мире нефть стало трудно реализовывать. Новак рассказал, что при продлении существующих карантинных мер сокращение потребления нефти может вызвать падение спроса до 20 млн б/с. Кроме того, он сообщил, что Россия не планирует увеличивать добычу нефти, поскольку условия на рынке для этого неподходящие.

Вечером 2 апреля поступило предложение от Саудовской Аравии о проведении срочной внеочередной встречи стран ОПЕК+. «Королевство призывает к срочному проведению встречи ОПЕК+ и группы других стран с целью достижения справедливого соглашения, которое восстановит желаемый баланс на рынках нефти», — сообщает Saudi Press Agency.

Отмечается, что Королевство получило поддержку 22 двух стран из ОПЕК+, однако, к единой позиции прийти не удалось.

Утверждается, что призыв связан с просьбой президента США Дональда Трампа и «друзей в Соединенных штатах». Wall Street Journal, в свою очередь, привела данные о том, что Саудовская Аравия рассматривает возможность снижения собственной добычи нефти до уровня ниже 9 млн б/с при условии участия в сокращении других стран.

Еще позже поступила информация от комиссара Техасской железнодорожной комиссии (Texas Railroad Commission, регулирует нефтяную отрасль в штате) Райана Ситтона, который сообщил об обсуждении с Александром Новаком сокращения избытка предложения на нефтяном рынке на 10 миллионов баррелей в сутки. Ситтон также заявил, что теперь планирует разговор с министром энергетики Саудовской Аравии принцем Абдулазизом бен Салманом.

Кроме того, прошла информация о том, что Дональд Трамп планирует провести встречу с главами крупнейших американских нефтяных компаний и обсудить меры, которые могло бы принять государство, чтобы помочь отрасли справиться с беспрецедентным обвалом цен. Во встрече, которая должна пройти в Белом доме, планируют принять участие гендиректор Exxon Mobil Corp. Даррен Вудс, глава Chevron Corp. Майк Вирт, главы Occidental Petroleum Corp. и Continental Resources Inc. Вики Холлаб и Хэрольд Хамм, а также топ-менеджеры других компаний.

Уже 3 апреля советник министра энергетики Азербайджана Замина Алиева сообщила РИА «Новости», что встреча ОПЕК+ по вопросу стабилизации цен на нефть пройдет в понедельник в формате видеоконференции, ожидается участие министров энергетики стран альянса.

Все эти заявления, планы и предположения моментально «взбодрили» нефтяной рынок, и Brent подскочил до $36 за баррель.

Появилась надежда, что «идеальный шторм» на нефтяном рынке начнет ослабевать.

Положительную поддержку оказала и китайская статистика, согласно которой КНР увеличивает закупку нефти для государственных резервов на фоне снижения цен.

Вместе с тем, пока никто не может предугадать исход этого переговорного процесса, поскольку очевидно, что у всех игроков свои интересы и, особенно, у США, для которых снижение добычи является синонимом не только потери прибыли, но безработицы в отрасли.

Поздно вечером 2 апреля Reuters опубликовал достаточно странную новость о том, что власти Соединенных Штатов не в курсе официальных деталей каких-либо договоренностей между Россией и Саудовской Аравией по поводу добычи нефти и не собираются обращаться к своим частными производителям с призывом снижать добычу. При этом Дональд Трамп 3 апреля встретится с главами крупнейших американских нефтяных компаний. Он будет обсуждать тему снижения добычи внутри США, но не будет обращаться к представителям отрасли с предложением согласиться на координированное снижение. Тем не менее, власти США ожидают значительного сокращения добычи со стороны России и Саудовской Аравии, хотя они не в курсе деталей каких-либо договоренностей.

Впрочем, как отмечают эксперты, при «слабоположительных» ценах на сырье сильно пострадают абсолютно все нефтяные производители, которым уже очень скоро в любом случае придется сокращать добычу.

Вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун напомнил в интервью агентству ТАСС, что через месяц мировые хранилища нефти будет заполнены — сегодня примерно 20% всей нефти поступает именно в хранилища — и придется просто останавливать добычу. По его словам, новая сделка по сокращению добычи между Россией, Саудовской Аравией и США нужна рынку, в случае ее реализации цена нефти может восстановиться до $15-20 за баррель, что увеличит доходы российского бюджета на $100-200 млн в день. Он считает, что сократить добычу «безусловно» должны все три крупнейшие нефтедержавы: Россия, Саудовская Аравия и США. При этом он отметил, что «США автоматически сократит, поскольку у них ожидается очень сильное падение добычи, которое многие компании не переживут».

С таким пассивным участием США в нефтяной сделке согласны не все. Директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов заметил, что рынок показал очень позитивную реакцию на Twitter Трампа, именно после него последовало предложение Саудовской Аравии провести внеочередную встречу ОПЕК+: «Все это означает, что в принципе участники ОПЕК+ нацелены на диалог. Мне кажется, что Трамп сыграл важную роль посредника в нефтяном диалоге между Саудовской Аравией и Россией, потому что ни Москва, ни Эр-Рияд не были готовы идти первыми на какие-либо контакты друг с другом после провала переговоров 6 марта», — заявил эксперт в интервью «НиК».

Он считает, что новые договоренности в формате ОПЕК+ возможны, но не уверен, что на этой встрече будут сразу предложены конкретные шаги. Как минимум, состоится нужный и важный диалог: «В той ситуации, в которой сейчас оказался мировой нефтяной рынок, все более мене ответственные участники рынка должны попытаться внести свою лепту в дело стабилизации нефтяных цен. Участие США в той или иной форме было необходимым решением для рынка.

ОПЕК+ не сможет взять только на себя основное бремя сокращения добычи в тех объемах, которые были озвучены — 10-15 млн баррелей. Это огромные цифры, учитывая, что до этого сокращения в рамках ОПЕК+ не превышали 1,7-1,8 млн баррелей»,

— пояснил Громов.

Поэтому он предполагает, что участники предстоящей видеоконференции поддержат инициативу о необходимости сокращения добычи, возможно, могут обговорить примерный объем сокращений, на которые готовы пойти участники хартии в первую очередь с технической точки зрения. Наверное, еще одним результатом должно стать обращение к США с предложением присоединиться к этому сокращению. «Я не могу сказать, что речь может пойти о каких-то долгосрочных договоренностях. Скорее, решение будет принято на ближайшие полгода. Предполагаю, что в краткосрочном формате страны-участницы ОПЕК+ способны найти в себе ресурсы для того, чтобы значимо сократить объемы своей добычи. К тому же, мы должны понимать, что при таком снижении спроса и беспрецедентном наполнении нефтяных хранилищ говорить о том, что нефтяные производители легко найдут спрос на свою продукцию, не приходится», — резюмировал Громов.

Заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова считает, что сейчас есть несколько сценариев развития ситуации на нефтяном рынке: «Один из них — это формат ОПЕК+, который будет восстановлен на кризисный период. Квоты на сокращение добычи будут увеличены. Второй, если к ОПЕК+ присоединятся новые участники. Напомним, что Саудовская Аравия приглашала присоединиться к этому соглашению США, Канаду и Мексику. Есть еще и Бразилия, которая две недели назад уже объявила о целенаправленном сокращении добычи», — рассказала эксперт в интервью «НиК».

При этом она не уверена в том, присоединится ли к сокращению добычи США: «Трамп сказал, что лично он не будет обращаться к нефтяникам с предложением о сокращении добычи. Это ослабит его предвыборные позиции и усилит его конкурента Байдена, который считает, что США не должны сдавать позиции по наращиванию добычи нефти, а, наоборот, вводить санкции против других экспортеров. Не исключено, что американские нефтяники сами пойдут на сокращения. Они могут естественным способом сокращать добычу, так как начались первые банкротства сланцевых компаний. Кроме того комиссар железнодорожной комиссии Техаса Райан Ситтон был приглашен участвовать во внеочередной встрече ОПЕК+ 6 апреля.

Производители сланцевой нефти при участии регулятора могут сами создать маленький свой ОПЕК и сокращать добычу без давления со стороны Вашингтона»,

— пояснила Мильчакова.

Тем не менее, эксперт предположила, что согласно другому варианту сокращать добычу будет ОПЕК+ с Канадой и Мексикой, но без США: «Кроме того, есть вероятность, что за уменьшение производства нефти возьмется именно ОПЕК. Россия не будет в этом участвовать или поучаствует пассивно, то есть не увеличивая добычу. Хартия ОПЕК+ не является обязывающим документом», — подчеркнула Мильчакова.

По ее мнению, в ближайшие месяцы $25 за баррель — это будет уровень поддержки нефти: «Если после подписания какого-то соглашения оно исполняться не будет, тогда возможно нефть просядет до $23 или $21 за баррель. В любом случае, сейчас все производители нефти подходят к той опасной черте, когда торговля нефтью перестает приносить прибыть.

Больше всех пострадают от этого именно страны-экспортеры, у которых нет либо развитой инфраструктуры по транспортировке нефти, либо постоянной группы клиентов, либо нет и того, и другого. К последней группе, прежде всего, относятся США»,

— заметила аналитик.

Мильчакова указала, что сокращение на 9 или более млн б/с, конечно, позволит стабилизировать рынок, но ОПЕК никогда не уменьшала производство нефти на такую рекордную величину. Самое большое сокращение 1998–1999 годов составляло 4 млн баррелей в день.

Эксперт по нефтегазовому сектору компании «Атон» Анна Бутко в интервью РИА «Новости» указала, что для осуществления подобного сокращения добычи необходимо значительное участие стран, не входящих в ОПЕК+. Кроме того, снижения на 10-15 млн б/с может оказаться недостаточным, чтобы полностью покрыть снижение глобального спроса на нефть в мире во втором квартале, которое по разным оценкам может составить более 20%, то есть приблизительно 20 млн б/с.

Аналитики Goldman Sachs также считают, что скоординированного сокращения добычи нефти Саудовской Аравией и Россией на 10 млн баррелей в день будет недостаточным для спасения рынков.

Стоит также отметить, что американские производители сланцевой нефти сдаваться без боя не собираются. Financial Times пишет о том, что они привлекли экс-министра энергетики США Рика Перри для продвижения агрессивной лоббистской кампании, ключевой идеей которой является введение новых санкций против Москвы и Эр-Рияда. Инициаторы кампании полагают, что таким образом Вашингтон заставит нефтедобывающие страны сократить добычу и поддержать нефтяные цены. Они хотят ограничить поставки нефти из Саудовской Аравии на один из крупнейших североамериканских НПЗ Motiva в Порт-Артуре. Кроме того, предлагается ввести пошлины на импортное сырье. Возможно также и проведение расследования, предложенного главой Continental Resources Хэральдом Хаммом, о манипулировании Москвой и Эр-Риядом ценами на рынке.

В то же время очевидно, что еще месяц таких низких цен сланцевый сектор может и не пережить. Уже сейчас многие компании обанкротились. Если бы положение этого сектора было бы не столь сложным, Дональд Трамп не стал бы помогать странам ОПЕК+ стабилизировать рынок. Поэтому, скорее, от США можно ожидать каких-то шагов навстречу нефтяным экспортерам.

Независимый эксперт Вячеслав Мищенко считает, что сейчас США ни купить, ни заставить никого не может, потому что ситуация в стране в связи с распространением коронавируса близка к катастрофической. По его мнению, предстоящее заседание ОПЕК+ ни к чему не приведет: «Должен быть сформирован новый формат взаимоотношений на нефтяном рынке. Я вижу четырех основных игроков — это США, Россия, Саудовская Аравия и Китай. Это не союз производителей в чистом виде, а союз мировых лидеров.

Стратегическими по значимости будут соглашения между Россией и США, которые должен в чем-то поддержать Китай.

Напомню, что сейчас основной спрос на сырье расположен именно в Азии», — заявил эксперт в интервью «НиК».

Он добавил, что саудиты своими заявлением о демпинге с 1 апреля обрушили рынок, это привело к увеличению объемов хранения и удорожанию фрахта, поскольку танкеры также являются способом хранения нефти: «Дорогой фрахт делает ряд маршрутов доставки нефти с Ближнего Востока в Азию нерентабельным. Расположение России и двух ее мощных трубопроводных систем поддерживают российский экспорт в относительно нормальном состоянии. Китай уже в два раза нарастил закупки российской нефти и начал покупать газ США», — пояснил Мищенко.

Поэтому эксперт предполагает, что без России и США новая сделка на нефтяном рынке не будет иметь никакой силы: «России нет смысла садиться за стол переговоров с Саудовской Аравией, потому что сначала надо договориться с Соединенными Штатами. Звонок Трампа Путину свидетельствует о том, что США начали пытаться прощупать новую платформу возможных договоренностей», — заметил эксперт.

По его мнению, Россия, США и Китай, а потом уже ОПЕК будут определять уровень взаимодействия на нефтяном рынке, и каких-то договоренностей стоит ждать уже в апреле: «Катастрофа на рынке нефти видна, по некоторым сортам стоимость становится отрицательной, то есть, чтобы вытолкнуть нефть из хранилищ, продавцы вынуждены по некоторым сортам доплачивать покупателям», — пояснил Мищенко.

Екатерина Вадимова

Подпишитесь