Сланец зальют в резерв и поддержат печатным станком

19 марта 2020, 13:21
В текущем кризисе Россия вынуждена распечатать ФНБ, Саудовская Аравия пытается сверстать бюджет за счет объемов продажи нефти, а у США есть печатный станок и возможность нарастить стратегические резервы

Нефть ниже 30-ти! Воронка банкротств может затянуть всю мировую нефтяную отрасль, но скорость погружения у всех производителей разная. Причем зависеть она будет, судя по всему, не столько от себестоимости добычи сырья, сколько от способов защиты национальных производителей «черного золота». То есть от той стратегии, которой будут придерживаться правительства стран-производителей нефти по спасению своих добычных компаний. Впрочем, раньше волна мирового кризиса как цунами может затопить всех.

Пока аналитики все с большим скепсисом смотрят в сторону американской сланцевой добычи. Причина этого заключается в том, что компании, добывающие сырье из низкопроницаемых коллекторов, смогли накопить долги даже при относительно высокой стоимости барреля. В ближайшие четыре года они должны выплатить кредиторам $86 млрд, включая $22 млрд в этом году. При цене WTI ниже $40 за баррель невозможно рефинансировать существующие долги на рыночных условиях. Банки отказываются предоставлять кредиты сланцевым компаниям, поскольку это ведет к росту невозвратных долгов в их балансах. Ситуация усугубляется обвалом на биржах США, который обесценил акции нефтяного сектора.

Норвежская консалтинговая компания Rystad Energy считает, что после резкого падения нефтяных котировок даже лучшие сланцевые операторы снизят активность, поскольку практически невозможно обеспечить положительный денежный поток при таком уровне цен.

Для большинства сланцевых компаний новые скважины окажутся просто не по карману, хотя технология подразумевает практически непрерывное бурение.

Даже крупные представители данного сектора уже находятся в весьма плачевном состоянии. Так, долги Occidental Petroleum приближаются к $35 млрд. В Rystad Energy отмечают, что у Canadian Natural Resources, Noble Energy, Apache Corp. и Concho Resources ситуация еще хуже.

Генеральный директор Pioneer Natural Resources Скотт Шеффилд сообщил Bloomberg, что преобладающее большинство сланцевых компаний переходит в режим обслуживания, сокращая затраты до минимумов, и что практически ни одна действующая сланцевая скважина сегодня не приносит прибыль. По оценкам Morgan Stanley, только для покрытия капитальных затрат сланцевым компаниям необходим средний уровень цен на нефть WTI около $51.

Неофициальный советник президента Трампа по энергетике и владелец сланцевой компании Continental Resources Гарольд Хамм, уже потерявший за прошлую неделю около $2 млрд, обратился к американской администрации с призывом предпринять любые возможные действия, чтобы защитить и сохранить американские нефтегазовые компании от несправедливого ущемления со стороны иностранных правительств.

Тем не менее, на ближайшие месяцы запаса прочности у этого сектора хватит.

Управление энергетической информации США (EIA) прогнозирует, что добыча сланцевой нефти в крупнейших нефтегазодобывающих регионах США в апреле вырастет по сравнению с мартом на 18 тысяч б/с или на 0,2%, до 9,075 млн баррелей. Самое большое увеличение добычи ожидается в бассейне Permian — на 38 тысяч, до 4,792 млн баррелей в день. Также управление ожидает, что на месторождениях Bakken в Северной Дакоте и Eagle Ford на юге Техаса добыча в апреле увеличится на 1 тысячу баррелей нефти на каждом — до 1,468 млн и 1,344 млн в день соответственно, а добыча на Appalachia (туда входят формации Utica и Marcellus) сохранится на уровне марта в 149 тысяч б/с, на Haynesville — в 39 тысяч б/с. Добыча в регионе Anadarko (Оклахома и Северный Техас) по мнению EIA сократится при этом на 10 тысяч, до 517 тысяч б/с.

Правда, это лишь инерционное движение, заложенное в предыдущий инвестиционный период. Вкладываться в сланцевые проекты при нынешней стоимости нефти желающих будет не много.

На помощь сланцевикам уже поспешили американские власти: на днях президент Соединенных Штатов Дональд Трамп сообщил, что правительство США собирается полностью заполнить стратегические нефтяные резервы, то есть будет закупать сырье у своих производителей.

Предполагается, что оно приобретет 80 млн баррелей или 450 тыс. б/с в течение полугода. По данным Bloomberg, даже при нынешних низких ценах закупка обойдется правительству в $2,6 млрд.

Для поддержки сланцевого сектора американская администрация рассматривает и ряд финансовых инструментов, в том числе и возможность снижения ставок роялти для компаний, проводящих бурение на федеральной земле. 16 марта Федеральная резервная система понизила ключевую процентную ставку до 0-0,25%. Это решение было принято из-за экономического спада на фоне коронавируса. Для обеспечения бесперебойной работы рынков казначейских ценных бумаг и агентских ипотечных бумаг, которые играют ключевую роль для выдачи кредитов, в ближайшие месяцы увеличатся запасы казначейских ценных бумаг по меньшей мере на $500 млрд, а запасы агентских ипотечных ценных бумаг — по меньшей мере на $200 млрд. Ранее ФРС США уже объявила о планах по вливанию в свой фондовый рынок $1,5 трлн в течение ближайшего месяца.

Отраслевые эксперты отмечают, что последние шаги ФРС по понижению процентной ставки, направленные на помощь всей американской экономике, свидетельствуют лишь о панике в американском финансовом истеблишменте и вряд ли помогут сланцевикам. Закупки нефти для резервов не сильно улучшат ситуацию. Тем не менее, они уверенны, что администрация Трампа должна найти способы поддержки сланцевого сектора в период турбулентности. При этом мнения относительно экономической устойчивости сланцевых компаний у экспертов разнятся.

Аналитик инвестиционно-консалтинговой компании SharesPro Владимир Рожанковский считает, что понижение ключевой процентной ставки до 0-0,25% — это нерациональное решение ФРС, которое еще и было принято между календарными заседаниями, то есть без консультаций да еще и в выходной день: «Я уверен, что это воздействие Трампа. И это дополнительная причина говорить о том, что на рынке паника. На мой взгляд, это непоследовательное и отчаянное движение. Федеральная резервная система очень сильно снизила кредит доверия рынка к себе», — заметил эксперт.

По его мнению, дополнительная ликвидность на рынке сейчас не нужна, спрос на кредиты падает не из-за нехватки ликвидности, а ввиду объективных причин распространения эпидемии: «Бизнес не хочет расширяться, если он не видит перспектив. Судя по опыту Китая, это вопрос нескольких месяцев.

Сейчас главная задача ФРС — снижать панику, а не наоборот. Если бы рынок положительно воспринял действия ФРС, тогда бы рисковые активы бы повысились, доллар бы снизился, а сырье должно было бы вырасти. Но движение было прямо противоположенное здравому смыслу»,

— указал Рожанковский.

Он считает, что пополнение нефтяных хранилищ будет нейтральным для ситуации в американской нефтегазовой отрасли: «Если резервы начинают резко расти, с одной стороны, это говорит о том, что есть спрос на нефть, который должен двигать эту цену вверх, но, с другой, пополнение резервов — это как раз тот фактор, о котором нам каждую среду сообщает американское Минэнерго. И на росте запасов мы видим противоположную картину — цены идут вниз. Поэтому покупка нефти у американских компаний для резервов — это нейтральное действие с точки зрения влияния на нефтяной рынок», — пояснил эксперт.

По словам заведующего сектором «Энергетические рынки» Энергетического департамента Института энергетики и финансов Николая Иванова, большинство экономистов относит понижение процентной ставки к «выстрелам из главного орудия»: «Это массированный залп, после которого неизвестно что делать, если он не сработает. Такую меру можно было бы использовать для того, чтобы справиться с рецессией на стадии выхода из кризисного положения.

В момент начала падения такие серьезные меры использовать преждевременно и безответственно, потому что сильных средств после этого уже не останется»,

— заявил эксперт.

Он уверен, что сланцевая нефть сейчас — не главная забота ФРС и Трампа, в отрасли идут нормальные и естественные процессы слияния и поглощения: «Друг Трампа и глава Continental Resources Гарольд Хамм, который ранее называл Саудовскую Аравию беззубым тигром, находится в тяжелом положении. Из-за лихаческой безответственности своего руководителя его компании не захеджировали свои риски. В прошлый кризис он регулярно публиковал презентации для инвесторов, где писал, что они могут работать при $30 и даже $20 за баррель с рентабельностью 50-60%. Сейчас он попал в тяжелое положение. Ему может помочь такая временная мера как покупка нефти в госрезерв. Заполнение госрезервов США, как бы ни надеялась Саудовская Аравия, не для нее», — пояснил Иванов.

В то же время он напомнил, что у других сланцевых компаний ситуация совершенно иная: «Те компании, которые захеджировали примерно половину своей добычи при цене $60, прекрасно работают. Кто-то захеджировал при цене в $45, у них ситуация хуже, но не катастрофическая. Пострадают мелкие, семейные предприятия. В привилегированном положении окажутся мейджоры — Exxon Mobil, Chevron — которые сейчас главный свой инвестиционный фокус направили именно на сланцевую добычу, как на наиболее динамичный бизнес с коротким инвестиционным циклом. Они могут скупать банкротящиеся мелкие компании. Получится сильное перераспределение активов, но оно будет в порядке обычной деловой практики. Процессы слияния и поглощения активизируются. В конце концов, период низких цен не может быть длительным, потому что все равно восстановится потребление и спрос», — резюмировал Иванов.

Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов, напротив, предположил, что сложившаяся ситуация будет вынуждать США к неэкономическим способам поддержки собственной промышленности: «Многим исследованиями подтверждено, что львиная доля сланцевой нефти имеет себестоимость в $50 и выше. Ситуация в нефтяном секторе США гораздо серьезнее, чем в России и Саудовской Аравии», — заметил эксперт.

Однако он уверен, что сланцевые компании выживут, поскольку американское правительство не бросит умирать эту важную промышленную отрасль, так как она помимо производства сырья несет важную социальную функцию — это порядка миллиона рабочих мест:

«Весь 2020 год Трамп будет поддерживать этот сектор, поскольку в ноябре в США пройдут президентские выборы. Скорее всего, сланцевые компании просто остановят новое бурение, будет монотонное и спокойное снижение добычи в данном секторе»,

— считает Анпилогов.

По его мнению, крупнее игроки на нефтяном рынке будет выходить из сложившейся ситуации согласно своим ресурсам: «Россия, видимо, будет вынуждена распечатать Фонд национального благосостояния, Саудовская Аравия, опираясь на свою низкую себестоимость добычи, пытается сверстать бюджет за счет объемов продажи нефти, у США есть печатный станок и эмиссия доллара, сейчас она начнет заливать ликвидностью нефтяной сектор, чтобы расширить их долговые обязательства. При этом Саудовская Аравия, Россия и США, несмотря на имеющиеся противоречия, постараются вытолкать с рынка игроков поменьше. Речь идет в первую очередь о дорогих шельфовых проектах. Плюс, как это уже неоднократно происходило, полностью остановится инвестирование в отрасли. Однако уже через год ситуация начнет приходить в норму», — подчеркнул эксперт.

Вместе с тем стоит отметить, что после заявления Дональда Трампа о возможной рецессии в американской экономике в условиях пандемии коронавируса ведущие фондовые индексы США 16 марта опустились примерно на 12-13%. После второго снижения ставки ФРС биржи обвались на 10% и более. Такие темпы снижения схожи с динамикой предыдущей недели, когда резкое падение бирж в отдельные дни стало сильнейшим с 1987 года. Поэтому не совсем понятно, останутся ли те, кого надо спасать, столь «дальновидной» финансовой политики американской администрации.

Екатерина Вадимова

#Коронавирус и нефтегазовый рынок #Сланцевые нефть и газ #Эксклюзив #США #Аналитика #Сланцевая нефть #Сланцевая добыча #Екатерина Вадимова
Подпишитесь