Часть расходов по созданию ледокольного флота для Росатома возьмут на себя НОВАТЭК, «Норникель», а также ряд других компаний, сообщил замминистра финансов РФ Андрей Иванов, отметив, что в обмен компаниям будут снижены тарифов за навигацию по Северному морскому пути (СМП). «Мы посчитали, что расходы на создание этой инфраструктуры, которая создается фактически под коммерческие компании, неправильно полностью перекладывать на налогоплательщиков. Стали искать источники на рынке. В итоге договорились о скидке для бизнеса по тарифам на проводку судов», — пояснил Иванов «Известиям».
Изначально, по словам замминистра, Росатом планировал профинансировать создание ледоколов стоимостью примерно 40 млрд рублей каждый полностью за счет бюджета. Однако теперь половину расходов на строительство судов возьмут на себя несколько компаний, заинтересованных в использовании СМП, в том числе зарубежных.
В «Норникеле» и НОВАТЭКе изданию подчеркнули, что речь идет не о прямом финансировании строительства атомных ледоколов. «Мы намерены пролонгировать действующий контракт на услуги „Атомфлота“ по прокладке каналов в бассейне реки Енисей и проводке зафрахтованных компанией судов по СМП до 2027 года с возможностью продления до 2029-го», — пояснили «Известиям» в пресс-службе горно-металлургической компании. В итоге «Норникель» обеспечит гарантированный спрос на услуги Росатома в долгосрочной перспективе.
В пресс-службе НОВАТЭКа газете добавили, что проекты энергетической компании могут обеспечить более половины от целевого грузопотока для СМП.
Как пояснили газете в пресс-службе Росатома, частный капитал будет задействован в строительстве третьего и четвертого ледоколов серии ЛК-60 (проект 22220), стоимость которых составит 100 млрд рублей, из которых 45 млрд закладывается в госбюджет, а остальные средства должен привлечь Росатом. Окончание строительства ледоколов планируется к 2026 году.