Posted 21 октября 2019, 15:32
Published 21 октября 2019, 15:32
Modified 16 августа 2022, 21:47
Updated 16 августа 2022, 21:47
Росстандарт намерен бороться с недоливом на российских АЗС. В частности, разрабатывает новый ГОСТ, в котором топливораздаточная колонка будет считаться измерительной системой, подлежащей поверке целиком. В этом же документе будут выставлены требования к программному обеспечению, идентификации неанкционированного доступа, безопасности ТРК, сообщил в интервью «Российской газете» руководитель Росстандарта Алексей Абрамов. Утвердить новые требования ведомство планирует в начале 2020 года.
Кроме того, Росстандарт предложил ввести практику «контрольных закупок» на недолив, соответствующий законопроект готовится к внесению в правительство. В рамках таких закупок ведомство планирует использовать приборы, которые смогут диагностировать 1% недолива (больше не имеет смысла, считают в Росстандарте). Разработка прибора ведется в настоящее время.
Эксперт комитета по энергетике ГД РФ, генеральный директор компании РусХОЛТС/Retail& HoReCa Александр Кузьмин в интервью «НиК» отметил, что данная инициатива положительная, но не совсем понятно, как она будет осуществляться с технической точки зрения:
«Я не представляю, как проконтролировать точность наполнения бака с погрешностью в 1%. Но, конечно, любой элемент контроля дисциплинирует продавца».
Еще один законопроект, вводящий штрафы за недолив, уже внесен в правительство. Практика штрафов за фальсификат показала свою эффективность, пояснил Абрамов изданию, теперь то же будет применено к недоливам. Пока что инициатива не реализована, возможно, законопроект интегрируют в готовящиеся сейчас поправки к КоАП РФ, пишет «РГ».
На вопрос «НиК», сколько сейчас на российском рынке контрафактного топлива, Александр Кузьмин ответил, что сейчас на рынке большинство объемов бензина представляет собой нормальное качественное топливо, соответствующее всем техническим стандартам, но налоги с него не уплачены в полном объеме.
«Налоги в полном объеме сейчас составляют примерно 65% от розничной стоимости топлива. Поэтому существует большой соблазн оплачивать их частично или не оплачивать вообще, получая сверхприбыль.
Центром уплаты акцизов у нас являются нефтеперерабатывающие предприятия. С точки зрения себестоимости производства для НПЗ все равно, что производить — моторное топливо, попадающее под „тяжелые налоги“, либо авиационное или судовое, где налогов меньше. Однако отгрузочная цена этих продуктов разная.
Поэтому зачастую НПЗ выпускают топливо, пригодное для АЗС, но декларируют его не как автомобильное топливо, и по цепочки трейдеров оно попадает на заправки. Тут видна преступная схема и заработок, который формируется за счет неуплаты налогов в нужном объеме. В различных регионах объемы такого топлива составляют от 20 до 50% от общего объема реализации. Кроме этого есть топливо, произведенное с нарушением технологических процессов, но его уже относительно не много», — пояснил Кузьмин.
Эксперт напомнил, что эта проблема характера не только для российского рынка — везде, где присутствуют налоги на моторное топливо, есть такие схемы, — например, в США и Канаде.
По словам Кузьмина, недолив бензина — это желание последнего продавца в цепочке дополнительно подзаработать:
«Если схема уклонения от налогов является, как правило, межрегиональной и довольно крупной, то недолив скорее всего инициируется менеджментом АЗС.
Кроме того, парк оборудования на заправочных станциях оставляет желать лучшего, поэтому отклонения по объемам заливаемого в бак топлива от номинала — умышленные или нет — присутствуют довольно часто. По странной случайности, эти отклонения всегда происходят в пользу продавца. Поэтому идея контроля за недоливом топлива хорошая, но как она будет технически осуществляться, я пока не понимаю», — резюмировал Кузьмин.
Екатерина Вадимова