Posted 30 августа 2019, 11:41
Published 30 августа 2019, 11:41
Modified 15 сентября 2022, 20:24
Updated 15 сентября 2022, 20:24
Топливное соглашение с кабмином, заключенное в 2019 году, обошлось нефтяникам в полсотни миллиардов рублей. Власти возместили нефтяникам почти 180 млрд рублей в рамках соглашения о заморозке топливных цен с 1 января 2019 года. Однако потери компаний оказались на 47 млрд рублей больше, подсчитали эксперты-участники круглого стола в ТАСС. И хотя механизм все еще позволяет удерживать цены на топливо в пределах инфляции, сбои в его работе могут возникнуть, если доллар подорожает до 70 рублей, считают они.
Напомним, с января по ноябрь 2018 года бензин в России в среднем подорожал почти на 9%, тогда как инфляция за этот период, по данным Росстата, составила лишь 3,4%. В связи с этим правительство договорилось с нефтяниками о фиксации топливных цен, а с января 2019 года начал действовать демпфирующий механизм в нефтяной отрасли, компенсирующий компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок. Он предусматривал, что государство возмещает компаниям до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами.
В прежние годы сдерживать избыточный рост цен на топливо позволяла привязка курса рубля к доллару. Однако после введения механизма бюджетного правила, согласно которому дополнительные доходы от продажи нефти дороже $40 за баррель направляются в резервы, эта зависимость снизилась.
Потому правительство и подписало соглашения с крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке цен на топливо до апреля 2019 года, а потом продлило его еще на три месяца. Демпфирующий же механизм предусматривал, что государство возмещает компаниям до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами.
Однако если цены на внутреннем рынке оказываются более выгодными, нефтяники должны были сами доплачивать в бюджет. После того, как в первом квартале этого года демпфер сработал именно по этому сценарию, компании настояли на его корректировке. С 1 июля 2019 года размер компенсации вырос до 75% для бензина и до 70% для дизтоплива.
В конечном итоге за первые семь месяцев 2019 года нефтяники потеряли 226 млрд рублей, получив в качестве компенсации 179 млрд рублей, подсчитал генеральный директор исследовательской группы «Петромаркет» Иван Хомутов. «Демпфер не сработал так, как задумывался, а лишь выступил неким механизмом компенсации части убытков для нефтяников», — пояснил он.
В целом участники круглого стола в ТАСС были единодушны в том, что демпфер — вынужденный и ограниченный в своей эффективности механизм. «Бюджетное правило работает, модифицировать мы его не хотим, поэтому получаем ситуацию, когда малейший рост цен на мировом рынке транслируется в рост цены бензина», — указал замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.
Эксперты считают, что действующий механизм регулирования топливного рынка работает не во всем диапазоне курса рубля. «Если курс достигнет 70 рублей за доллар, то опять система выйдет из равновесия, и надо будет искать варианты», — говорят они. В этом случае потребуется новая коррекция демпфера. Поэтому необходимо в целом задуматься о новой системе налогообложения нефтяной отрасли, резюмируют эксперты.