Госдума РФ в среду отклонила в первом чтении два законопроекта, предусматривающих госрегулирование цен на моторное топливо. Первый проект закона от партии «Справедливая Россия» предполагал норму ежегодного роста розничных цен на бензин не более прогнозируемого уровня инфляции. Второй законопроект внесли депутаты от КПРФ, он предусматривал введение регулирования цен на бензин всех видов и дизтопливо, а также торговые надбавки к этим ценам путем установления предельных уровней правительством РФ.
Олег Нилов, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия», в своем докладе перед Госдумой РФ заявил, что сейчас разница в ценах от региона к региону составляет не 2-3%, а десятки процентов. Например, в Махачкале цены на топливо существенно ниже, чем по всей стране. Есть регионы, где цены значительно выше, чем в центральных регионах, и где наценка в рознице достигает 20%. При этом в мировой практике розничная наценка на топливо не превышает 10%.
«Вот где нужно наводить порядок, но сначала давайте гарантируем невозможность повышения розничной цены. С 2012 года в 1,5-2 раза выросла цена на топливо, курс доллара тоже вырос в 2 раза, а наши нефтяники все говорят, что не могут свести концы с концами. Нефть падает – повышается, а бензин неуклонно растет», – подчеркнул Нилов.
Виктор Зобнев, член комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, отклонение законопроектов объяснил риском снижения рентабельности многих АЗС, что приведет к их закрытию.
«В условиях рыночной экономики такие действия приведут к противоположному эффекту – не к сдерживанию цен на топливо, а к дефициту продукции и росту цен», – убежден Зобнев.
Зобнев отметил, что в регионах розничные цены на бензин различаются в результате географического положения, транспортировки, логистики и уровня конкуренции. Если ввести ограничения на конечном этапе товаропроводящей цепочки, которая не затрагивает производство и опт, это негативно отразится на развитии отрасли в целом.
Напомним, правительство РФ продлило соглашение с 10 нефтяными компаниями по заморозке цен на топливо на АЗС и в мелком опте на II квартал 2019 г. Ранее вице-премьер Дмитрий Козак говорил о нежелании властей управлять стоимостью топлива «в ручном режиме». Но принятый налоговый маневр пока не предоставляет других вариантов влияния на внутренний рынок ГСМ.
По мнению отраслевых экспертов, по окончании действия соглашения рост цен на топливо неизбежен.