Posted 25 марта 2019, 06:41

Published 25 марта 2019, 06:41

Modified 15 сентября 2022, 20:21

Updated 15 сентября 2022, 20:21

Страсти по Таймыру

25 марта 2019, 06:41
Ситуация с разработкой сосредоточенных на полуострове Таймыр запасов нефти начинает меняться в лучшую сторону

Ситуация с разработкой сосредоточенных на полуострове Таймыр запасов нефти, похоже, начинает меняться в лучшую, синергетическую сторону. Как пишет «Коммерсантъ», «Роснефть» обратилась в правительство Российской Федерации с просьбой лицензировать соседний Западно-Иркинский участок, потенциальные запасы которого составляют около 500 млн т. Кроме того, согласно данным «НиК», мейджор считает необходимым продлить нефтепровод, который запланировано построить от принадлежащей «Нефтегазхолдингу» Пайяхской группы месторождений до нефтеналивного терминала в бухте Север, до своих месторождений — Лодочного, Сузунского и Тагульского. Предварительные запасы этих трех месторождений в совокупности с нефтью «Нефтегазхолдинга» позволяют говорить о возможности добычи в регионе в объеме около 20 млн т уже на первом этапе — до 2024 г.

Лодочное, Сузунское и Тагульское месторождения входят в так называемый Ванкорский кластер «Роснефти», про который уже написано достаточно много. Гораздо меньше известно про Пайяхскую группу месторождений на Таймыре.

Легкая нефть Пайяхи содержит очень мало серы — около 0,1%. Для сравнения: на большинстве месторождений крупнейших игроков рынка уровень серы может достигать 2% и более.

В связи с этим у нефти Таймыра больше преимуществ — нет ограничений с точки зрения переработки.

Как известно, стоимость того или иного сорта нефти определяется ассортиментом продуктов, которые можно получить в результате его переработки. То есть рыночной ценой на эти продукты. Чем чище нефть, тем выше будет и цена на нефтепродукты. Более того, тем востребованнее будут эти нефтепродукты.

Согласно недавно принятой Конвенции по предотвращению загрязнения морских вод судами (МАРПОЛ), с 2020 г. вводится ограничение по содержанию серы в бункеровочном топливе на уровне 0,5%. Нетрудно догадаться, что результатом будет расширение спреда высокосернистыми и низкосернистыми нефтями и продуктами их переработки.

Уже сейчас аналитики ожидают снижения цен на высокосернистые продукты и тяжелые сорта нефти на $5-7 за баррель.

По оценкам Goldman Sachs, среди проигравших может оказаться и Российская Федерация: понизится стоимость высокосернистой Urals, а НПЗ, не завершившие полномасштабную модернизацию, столкнутся со снижением маржинальности.

Напротив, будут расти цены на низкосернистые сорта нефти и продукты их переработки. Уже сейчас нигерийская Bonny Light и российская Novy Port имеют премию к Brent в размере $3-5 за баррель. К 2020 г. ожидаемая разница в цене может составить уже $5-10 за баррель.

Что же касается периода 2020-2030 гг., то, согласно оценке ведущего независимого ценового агентства Argus, средний размер премии пайяхской нефти к Brent составит даже $11,2 за баррель.

Если же говорить о логистике, то расположение бухты Север у трассы Северного морского пути (СМП) дает экспортные преимущества против нефтепроводов как по Западному маршруту (Роттердам и порты США), так и по Восточному (Китай, Япония, Южная Корея). Достаточно взглянуть на карту, чтобы заметить, что Таймыр расположен на равном расстоянии как от Западной Европы, так и от портов Дальнего Востока. Кроме того, СМП «быстрее» других маршрутов почти на неделю.

«Та политика, что на сегодняшний день проводится по развитию СМП, безусловно, правильная и интересная.

Северный морской путь на 7-8 суток быстрее действующих судоходных маршрутов. Но для развития СМП необходимо создавать всю инфраструктуру»,

— отметил в интервью «НиК» президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.

Серьезные преимущества против шельфовых проектов кроются в оншорном расположении Пайяхской группы. Начнем с того, что на первых порах можно использовать возможности заброски грузов по воздуху через расположенные в регионе аэропорты Диксон, Игарка и Алыкель (Норильск). Таким образом, обеспечивается круглогодичный завоз оборудования и вахтовиков.

Работа на суше обеспечивает и более низкую себестоимость добычи: нет необходимости тратиться на дорогостоящие буровые платформы, подводные трубопроводы и суда обеспечения. Как результат — более простые технологии, логистические и иные затраты, а также меньшая опасность для окружающей среды.

«Мы выступаем за то, чтобы разработку маленьких месторождений на шельфе не начинать, поскольку риск от их разработки соизмерим с разработкой больших месторождений. И этот риск во всех случаях ляжет на плечи государства. Наша главная задача — не допустить катастрофу в Арктике и других акваториях шельфа», — заявил в интервью «НиК» член-корреспондент РАН, доктор технических наук, заместитель директора по научной работе ИПНГ РАН, заведующий лабораторией комплексного геолого-геофизического изучения и освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа Василий Богоявленский. Он уточнил, что по Северному морскому пути уже транспортируются колоссальные объемы углеводородного сырья и это не вызывает каких-то нареканий.

Есть и немаловажный геополитический фактор. В условиях обострения борьбы за контроль над Арктическим бассейном полностью исключается вариант каких-либо территориальных сомнений и претензий — работа идет на континентальной части государства.

«Сейчас ситуация резко поменялась. Синоптики спрогнозировали потепление климата на 2 градуса уже через 10 лет и активное таяние арктической полярной шапки.

Значение СМП приобретает новые неожиданные черты. Уже через 5-6 лет морские северные пути станут доступными. Вопрос лишь в том, насколько Россия может воспользоваться этой ситуацией»,

— отмечает эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский.

Не стоит забывать, что ожидаемый синергетический эффект от реализации проекта затронет смежные отрасли отечественной промышленности во многих регионах Российской Федерации. Будут загружены предприятия судостроительной промышленности, производство специальной и автомобильной техники и, естественно, производители нефтегазового оборудования.

«Необходима поддержка столь масштабного проекта на старте со стороны государства. Север в настоящее время невозможно осваивать иначе, кроме как посредством развития нефтегазовых проектов.

В ближайшей перспективе вложенные инвестиции приведут к созданию новой нефтегазоносной провинции России, что придаст колоссальный импульс социально-экономическому развитию как Красноярского края, так и страны в целом», — заявил «НиК» директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Говоря об экономике и логистике проекта, стоит еще раз вспомнить об СМП, который не только является важнейшей транспортной артерией Заполярья, но и важным фактором социально-экономической среды региона. Пайяха и уже успешно работающий Ванкорский кластер могли бы внести серьезный вклад в ее развитие.

Так, предоставление новому проекту «Пайяха» преференций со стороны государства в виде льгот по НДПИ и налоговых вычетов за геологоразведку позволило бы инвестору направить максимальные ресурсы для его реализации в сжатые сроки. В результате это приведет не только к росту налоговых отчислений в бюджеты всех уровней после его промышленного запуска, но также к увеличению количества создаваемых рабочих мест.

Кроме того, предусматривается строительство в условиях Крайнего Севера полноценной инфраструктуры, которая на данном этапе на Таймыре отсутствует.

Только в рамках развития Пайяхи предстоит построить около 1000 км автодорог, с нуля создать системы связи и телекоммуникаций, возвести объекты генерации суммарной мощностью 750 МВт (пока в этих местах «электроэнергетика» чаще всего представлена дизельными движками) и более 1000 км линий электропередач.

Есть дороги и связь — значит, есть и транспортная доступность. А она, свою очередь, повлечет рост деловой активности, создаст импульс для развития предприятий малого и среднего бизнеса. Есть бизнес и деньги в бюджетах — появятся образовательные и культурные центры, повысится качество жизни населения.

«Поэтому, безусловно, приход нефтяников на Таймыр будет способствовать активному и достаточно большому развитию этого региона», — резюмирует Шмаль.

Михаил Зимин

Подпишитесь