Posted 28 февраля 2019, 12:36

Published 28 февраля 2019, 12:36

Modified 15 сентября 2022, 20:21

Updated 15 сентября 2022, 20:21

«Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» нарастят грузопоток СМП — СМИ

28 февраля 2019, 12:36
Компании просят оценить целесообразность создания совместной инфраструктуры поставок нефти с Пайяхской группы месторождений и Ванкорского кластера для дозагрузки СМП

НК «Роснефть» может перенаправить нефть с новых месторождений Ванкорского кластера по Северному морскому пути (СМП), построив около 600 км трубопровода до побережья Таймыра. В проекте может принять участие «Нефтегазхолдинг», разрабатывающий Пайяхскую группу месторождений, сообщает «Коммерсант». Таким образом НК «решила внести существенный вклад в наращивание грузопотока на Северном морском пути».

Как пишет «Ъ» со ссылкой на свои источники, к вице-премьеру Максиму Акимову обратились президент «Нефтегазхолдинга» (НГХ) Эдуард Худайнатов и глава «Росатома» Алексей Лихачев с просьбой оценить целесообразность создания совместной инфраструктуры поставок нефти для принадлежащей НГХ Пайяхской группы месторождений и Ванкорского кластера «Роснефти» для дозагрузки СМП.

Речь идет о нефтепроводе от Ванкорского кластера до бухты Север на побережье Таймыра, где НГХ собирается строить нефтеналивной терминал. Планируемая длина нефтепровода может составить 600 км, мощность — 25 млн тонн в год. Нефтепровод пройдет и через группу Пайяхских месторождений, которую разрабатывает НГХ.

Компании рассчитывают, что в 2035 году суммарная добыча на этих проектах может составить 50-55 млн тонн. Таким образом нефть с Сузунского, Тагульского и Лодочного (с ресурсами 1,9 млрд тонн, запасами 500 млн тонн и планируемой добычей 22–24 млн тонн в год) совместно с нефтью Пайяхи повысит загрузку СМП до 80 млн тонн грузов уже к 2024 году, как то указано в «майских указах» президента РФ.

Что касается Пайяхской группы, то, по данным «Ъ», ее освоение и «единый арктический маршрут транспортировки нефти» в районе Таймырского участка были упомянуты 25 февраля на заседании правительственной рабочей группы по развитию СМП во главе с Максимом Акимовым.

В настоящий момент на госбаланс поставлены запасы Паяхской группы в размере 163,1 млн тонн нефти, но уже вскоре они могу возрасти до 500-600 млн тонн по итогам геологоразведки. «Ъ» отмечает, что аудитор DeGolyer & MacNaughton оценил запасы Пайяхи в 266 млн тонн по категории 2P и 760 млн тонн по 3P, а планируемую полку годовой добычи — в 24–30 млн тонн. Для загрузки СМП достаточен уровень добычи и в 10 млн тонн.

Тем более, что развитие Паяхской группы месторождений и так входит в федеральный проект «Северный морской путь», в бухте Север запланировано строительство порта для отгрузки нефти с месторождений, а внебюджетные инвестиции составят 81 млрд рублей. Флот для транспортировки тоже будет: в 2017 году структура «Роснефти» «Роснефтефлот» заказала строительство десяти танкеров ледового класса Arc7 для транспортировки нефти с Пайяхи. Часть объемов предполагается отправлять на танкерах в восточном направлении через Берингов пролив.

Однако это идет вразрез с уже озвученными планами «Роснефти», прокомментировал ситуацию советник главы «Транснефти» Игорь Демин. Он указал, что, согласно текущим заявкам, НК собиралась сдать в трубу «Транснефти» Заполярье — Пурпе в 2019 году 22,4 млн тонн, а в 2023 году — достичь максимума в 28,1 млн тонн. Но при этом у «Роснефти» нет перед трубопроводной компанией обязательств по объемам сдачи нефти по принципу «бери или плати». «Значит, будем конкурировать с новым направлением»,— цитирует «Ъ» слова Демина.

Эксперты, опрошенные «Ъ», разошлись во мнениях. Одни считают, что транспортировка с Ванкора до СМП с учетом использования танкеров ледового класса минимум вдвое дешевле, чем альтернативный маршрут по системе «Транснефти» через порт Козьмино на Дальнем Востоке. Другие говорят, что система «Транснефти» дешевле использования СПМ на «несколько долларов на баррель» и не верят в сроки, обозначенные в проекте.

Идея не нова, пояснил «Ъ» директор консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев: подобный маршрут, но через порт Диксон уже обсуждался. По пайяхе он прогнозирует добыу в 5 млн тонн нефт в год, а 25 млн тонн может обеспечить Ванкорский кластер. Реализовать проект постройки нефтепроводной и портовой инфраструктуры реално, если работа будет одновременно развернута на нескольких участках, и при поддержке государства. «Учитывая, что другие компании заявляют о готовности обеспечить объем отгрузки в акватории Севморпути примерно в 58 млн тонн в год, перенаправление нефти Ванкорского кластера на север позволит достигнуть обозначенного президентом РФ объема грузопотока в 80 млн тонн»,— цитирует Григорьева «Ъ».

Подпишитесь

© Все права защищены. При использовании информации гиперссылка на сайт oilcapital.ru обязательна. Полное или частичное копирование материалов сайта oilcapital.ru запрещено.

Сетевое издание Информационное агентство «Нефть и Капитал»

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. регистрационный номер серия ЭЛ № ФС 77-68762 от 17.02.2017.

Главный редактор: Бобылев Владимир Владимирович

Учредитель: ООО «Нефть и Капитал»

Телефон: +7 499 959-04-59

Email: [email protected]

Адрес: 121357, г. Москва, ул. Артамонова, д.16, кор.3

Реклама в журнале «Нефть и Капитал» и на сайте oilcapital.ru: [email protected]

Редакция: [email protected] 

Яндекс.Метрика