Пока текст поправок к Газовой директиве Евросоюза не был одобрен Европарламентом (получено только предварительное согласование) и Советом стран ЕС на уровне министров, а также не был опубликован в Официальном журнале ЕС, изменение Директивы нельзя считать свершившемся фактом.
Однако с большой степенью вероятности предложенные поправки будут приняты.
Согласно предложенным поправкам, правила Третьего энергопакета в части отделения поставщика от транспортной инфраструктуры, прозрачности тарифов и доступа третьих сторон будут применяться ко всем газопроводам с третьими странами. При этом существующие газопроводы могут в течение 1 года с момента принятия закона получить «освобождение от исполнения этих требований», если так решит страна-член ЕС, на территории которой находится точка входа газопровода. Для новых газопроводов необходимо получать «исключения из правил».
Если Третий энергопакет будет применяться к «Северному потоку – 2», то полная загрузка газопровода «Газпромом» будет невозможна.
Европейское законодательство предписывает обеспечить 50-процентный доступ к трубе для третьих сторон и управление трубой независимым транспортным оператором. Создать юридически не аффилированного с «Газпромом» транспортного оператора несложно. Но пустить в газопровод других поставщиков» для того, чтобы «Северный поток – 2» соответствовал европейским правилам — невероятный сценарий.
Вопрос либерализации единого экспортного канала в России решается только на самом высоком политическом уровне, и пока нет никаких политических сигналов тому, что экспортная монополия «Газпрома» может быть нарушена.
Скорее всего «Газпром» для «Северного потока – 2» изберет путь получения исключения из правил. По практике эксплуатации газопровода OPAL мы видим, что получить это исключение возможно, однако сам процесс снятия ограничений на бронирование мощностей забюрократизирован и занимает долгие годы. Как мы выдели на примере OPAL, даже положительного решения Еврокомиссии может оказаться недостаточно: в последующем могут быть поданы апелляции со стороны стран-членов ЕС. Все это занимает продолжительное время и приводит к необходимости загрузки альтернативных (возможно не самых коммерческих привлекательных) транзитных маршрутов. Однако, стоит понимать, что случай «Северного потока-2» может существенным образом отличаться от прецедента с OPAL.
Надо также понимать, что время играет и на стороне «Газпрома»: газопровод выходит на проектную мощность не сразу, кроме того, обе нитки продолжения «Северного потока – 2» на территории Германии — газопровода Eugal — будут готовы только к концу 2020 г. Поэтому выпадение «регулируемых» объемов из недозагруженного в силу технических причин газопровода может оказаться для «Газпрома» моментом болезненным, но не критичным.
У «Газпрома» имеется время в запасе, чтобы успеть согласовать потенциальные исключения до того, как возможные ограничения приобретут фундаментальный характер.
К сохраняющимся препятствиям для непосредственного строительства газопровода можно отнести вялотекущую угрозу американских санкций против участников проекта и до сих по не выданное разрешение Дании. Однако в условиях, когда правила функционирования газопровода согласованы Брюсселем, у Дании не остается оснований отказывать в разрешении. Что касается угрозы американских санкций, то, по заявлениям руководства «Газпрома», строительство газопровода уже профинансировано более чем на 70% (6 млрд евро из капзатрат в размере 8 млрд евро), а потенциальные американские санкции в предыдущей редакции предусматривали применение только с даты подписания закона президентом Дональдом Трампом. Таким образом, путь к завершению строительства газопровода — открыт, но его дальнейшая эксплуатация может быть существенно осложнена.