Posted 25 февраля 2019, 09:10

Published 25 февраля 2019, 09:10

Modified 16 августа 2022, 21:51

Updated 16 августа 2022, 21:51

Мария Белова: Битва за суверенитет. На кону — «Северный поток – 2»

25 февраля 2019, 09:10
О новых поправках в Европейское газовое законодательство и их влиянии на морские газопроводы

Европейская Комиссия с 2017 г. пытается внести изменения в газовое законодательство ЕС так, чтобы нормы его Третьего энергопакета распространились на морские газопроводы из третьих стран. Вплоть до начала 2019 г. попытки были тщетны, в частности, скорректированный документ получил отрицательное заключение юридической службы Совета Европы.

Но в самом начале текущего года Румыния, занявшая кресло председателя ЕС, представила переработанный проект поправок, которые были поставлены на голосование постпредов на первые числа февраля.

Сторонникам «Северного потока – 2», прежде всего Германии и Франции, пришлось реагировать молниеносно: странами были подготовлены корректировки «румынского варианта», ограничивающие передачу Европейской Комиссии (ЕК) суверенных полномочий стран-членов ЕС, на территории которых находятся пункты получения газа из морских газопроводов и дающие им право согласовывать исключения из действия Третьего энергопакета для данных трубопроводов.

При этом предложенный документ все же предусматривает увеличение полномочий ЕК. В частности, страна-член ЕС должна уведомить ЕК о намерении начать переговоры с третьей стороной по соответствующему газопроводу. Еврокомиссия сможет отказаться одобрить переговоры, если сочтет, что такое соглашение не соответствует законодательству ЕС, либо негативно сказывается на конкуренции или безопасности поставок.

12 февраля представители правительств Евросоюза и Европарламент предварительно согласовали германо-французский вариант изменений в газовую директиву. Далее должно последовать их финальное утверждение.

ЕС заинтересован в завершении всех процедур по директиве до проведения выборов в Европарламент, то есть до мая этого года.

Китайская мудрость гласит: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Деятельность «Газпрома» на газовом рынке ЕС — прекрасное тому доказательство. Сначала компания была вынуждена пересмотреть свою стратегию выхода на конечного европейского потребителя после принятия Третьего энергопакета ЕС. Затем из-за противоречий внутреннего законодательства Евросоюза и межправительственных соглашений остановила реализацию проекта «Южный поток».

Строительство трубопровода «Северный потока – 2» происходит в процессе очередной смены газовых правил игры.

Хорошая новость в том, что принятие текущих поправок к Третьему энергопакету ЕС не приведет к отмене реализации проекта. В худшем случае это может косвенно повлиять на сроки строительства в исключительной экономической зоне Дании в Балтийском море, которая по-прежнему медлит с выдачей необходимого разрешения.

Будучи собственником объектов инфраструктуры «Газпром» должен будет отказаться от функции оператора подводного трубопровода, а, следовательно, не сможет влиять на тарифы на прокачку. Кроме того, компания должна будет зарезервировать 50% мощностей газопровода в трубе для некой третьей стороны.

При этом де-юре возможность использовать «Северный поток – 2» на полную мощность у «Газпрома» будет.

Правда предусмотренная процедура получения такого права достаточно длительна (ЕК обязана принять соответствующее решение в течение 90 дней, однако при запросе дополнительной информации срок продляется еще на 90 дней с момента ее получения) и требует согласования с другими странами ЕС. При этом у России уже есть положительный пример получения такого разрешения на заполнение наземной инфраструктуры «Северного потока» — газопровода OPAL. Поэтому оснований для невыдачи такого разрешения у европейцев не так много — по крайней мере, они точно будут лежать не в экономической плоскости.

Подпишитесь