Несмотря на праздничный выходной день на западных сырьевых биржах, нефтяной и фондовые рынки охватила паника. Цена барреля Brent упала ниже $47. Большинство экспертов считают, что ситуация очень сложная и может привести к серьезному экономическому кризису, а также завершению эры мирового господства доллара.
Напомним, что прошедший сочельник ужаснул американские биржи: основные фондовые индексы США на торгах снизились на 2,2-2,9%. Поводом для этого стал конфликт Дональда Трампа и Федрезерва Соединенных Штатов.
Так, 24 декабря Трамп в Twitter назвал Федрезерв единственной проблемой экономики страны, обвинив регулятора в отсутствии чувства рынка. Он неоднократно критиковал ФРС за повышение ставки, заявляя, что это может повредить экономическому росту. После этого стали падать и другие фондовые рынки. Основные торгующиеся площадки АТР снизились на 0,7-5%, японский Nikkei 225 обвалился на 5%, индекс Шанхайской фондовой биржи Shanghai — на 0,8%.
Однако для России главное — стоимость черного золота. Оно также не смогло устоять перед «медвежьими» настроениями. 24 декабря на электронных торгах Нью-Йоркской товарной биржи цена нефти марки WTI упала ниже $45 за баррель.
25 декабря уже на Московской бирже фьючерсы на Brent рухнули практически с самого открытия, пробив отметку $47.
Российские власти пока сохраняют спокойствие. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил журналистам, что не видит повода для экстренных совещаний и международных переговоров в связи со снижением цен на нефть, правительство РФ держит под контролем эту тематику. По мнению министра энергетики РФ Александра Новака, рынок нефти стабилизируется к лету в результате сокращения добычи стран — членов ОПЕК и других государств-экспортеров нефти, закрепленного на декабрьской встрече в Вене.
У экспертов нет единой позиции по данному вопросу: кто-то говорит о неизбежном масштабном кризисе, другие же, напротив, считают, что пока нет причин для беспокойства. Но даже те эксперты, кто уверен, что разногласия Трампа и главы ФРС могут дорого стоить мировой экономике, предполагают, что 2019 г. не станет повторением 2008 г., он будет совсем иным.
Директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев считает, что предстоящий год — это год «медведя», он будет большим испытанием для мировой экономики.
«Я думаю, мы увидим 1802 по S&P, $30 за баррель Brent. На Россию рынок акций не имеет большого влияния. Резервы — $460 млрд. Так что, я надеюсь, мы этот кризис переживем»,
— заметил эксперт в интервью «НиК».
Он отметил, что поведение американских индексов связано с повышением ставки ФРС, торговыми войнами, а также тем, что американский рынок перегрет — это пузырь. По его мнению, это закончится не просто отставкой главы Федрезерва, как прогнозируют многие эксперты, а отставкой Трампа.
«Я даже не исключаю того, что по итогам предстоящего кризиса мир может распасться на несколько валютных зон. Вместо доллара будет единая валюта для США, Канады, Мексики. Под это Трамп может реструктурировать американский долг. И снова сделать Америку великой в соответствии со своими представлениями о величии», — предположил Разуваев.
Он напомнил, что Россия, в свою очередь, может ввести единую валюту для РФ, Белоруссии и Казахстана.
«Девиз предстоящего 2019 г. — лучше ужасный конец, чем ужас без конца», — заявил аналитик.
Проблема не в нефти, а в ФРС
Эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский также уверен, что если Федрезерв не изменит свою монетарную политику и не оповестит об этом публично, то все будет очень плохо, так как американский рынок очень сильно перегрет, оценочные мультипликаторы выше, чем до кризиса 2008 г.
«По моему мнению, соотношение капитализации и чистой прибыли должно быть в районе 8. Потому что средний интервал между двумя кризисами составляет 8 лет. Байка про то, что экономики могут бесконечно расти, себя не оправдала. Нормальные аналитики понимают, что хотели бы держать в своем портфеле актив до следующего кризиса. А если кризис случается раз в 8 лет, соответственно, мультипликатор должен быть 8 годовых прибылей, а сейчас он 17-20. В два раза больше, чем должен быть. При продолжении такой монетарной политики ФРС индексы имеют потенциал упасть вдвое», — заметил Рожанковский.
Он указал, что такого кризиса, как в 2008 г., не будет, потому что уровень закредитованности рынка несопоставим.
«Сейчас такого масштаба не будет. Кризис, который был в 2008 г., случается вообще раз в столетие. Предыдущий подобный был в 1929 г., когда в США началась великая депрессия. Поэтому будет другой кризис, но он будет нехорошим»,
— предположил эксперт.
Он уверен, что сейчас проблема не в нефти, а в том, что делает Федрезерв.
«ФРС пытается нормализовать торговый баланс США. Для этого как минимум надо увеличивать кредит, а он его сокращает. Поскольку чем выше ключевая ставка, тем больше ставка по кредиту, тем меньше спрос на кредиты. То, что делает Пауэлл, — это в точности противоположно тому, что делает Трамп. Трамп, конечно, этим недоволен и пытается эту ситуацию изменить», — пояснил Рожанковский.
По его словам, главная проблема в том, что Федрезерв должен прислушаться к президенту США и следовать его указаниям.
«Если этого не произойдет, то в любом случае будет конфликт. Он сейчас только разгорается, и прогнозировать то, каким образом он разрешится, пока невозможно… Трамп людей, которые его не слушают, привык увольнять», — напомнил эксперт.
Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов заметил, что ответить на вопрос о том, является ли падение фондовых индексов коррекцией или началом нового мирового кризиса, в принципе невозможно, хотя рынок акций достаточно часто выступает в качестве своеобразного барометра экономики.
«Нельзя исключить, что это начало масштабного кризиса, хотя пока по большинству макроэкономических показателей его не видно. Скорее всего, если не будет внешних шоков, касающихся торговой войны США и Китая, то базовый сценарий — коррекция с последующим восстановлением»,
— заявил эксперт в интервью «НиК».
Хестанов отметил, что торговая война не прекращена, а поставлена на паузу. И от того, как стороны из этой паузы выйдут, будет зависеть многое.
«С политикой Трампа ситуация связана косвенно. Пока, при всей шумности американского президента, единственный значимый с точки зрения экономики его шаг — повышение пошлин. Базовый сценарий на 80% — они договорятся. Но полностью исключить сценарий полномасштабной торговой войны тоже нельзя», — пояснил эксперт.
Он считает, что доля вины за снижение нефтяных цен лежит и на странах ОПЕК+, которые «пожадничали» и не пошли на большее снижение добычи.
«Весьма вероятно, что в случае дальнейшего снижения цен на нефть пройдет очередная встреча ОПЕК+. На ней будет принято решение об увеличении сокращения добычи, и это стабилизирует рынок»,
— резюмировал Хестанов.
Инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин, напротив, считает, что разногласия Дональда Трампа и главы ФРС не приведут к мировому экономическому кризису.
«Однозначно нет. Во-первых, какими бы ни были разногласия, обе стороны не готовы приносить в жертву мировую экономику для решения своих интересов. Угроза кризиса ускорит поиск компромисса. Во-вторых, ФРС в ужесточении монетарной политики внимательно смотрит за макроданными (например, динамикой ВВП и уровнем инфляции), ситуацией на фондовых рынках и настроениями инвесторов. Уже подаются сигналы со стороны руководства ФРС о потенциальном смягчении будущих шагов. В частности, вместо первоначально планируемых трех повышений ставки ФРС в 2019 г. уже идет речь только о двух», — заметил эксперт в комментарии для «НиК».
По его мнению, ничего не угрожает и нефти.
«Резкое снижение котировок нефти носит технический характер, связанный с закрытием позиций на большие объемы. Провалившись к $45, Brent быстро вернулась выше $50. Здесь расположена сильная область поддержки, от которой вероятен отскок.
По нашему мнению, недавняя сделка ОПЕК+ по сокращению добычи в будущем году поддержит цены по мере появления информации о реальном сокращении добычи ее участниками», — уверен инвестиционный стратег «БКС Премьер».
Екатерина Дейнего