TANAP – не конкурент

29 мая 2018, 16:12
Евросоюз привлекает на свой рынок все больше производителей голубого топлива, но на южном направлении «Турецкому потоку» пока нет равных

29 мая президент Азербайджана Ильхам Алиев на Сангачальском терминале дал старт работе «Южного газового коридора» – трубопроводной инфраструктуры для транспортировки в Европу через Турцию азербайджанского газа, добываемого в рамках Стадии-2 разработки месторождения Шах-Дениз.

Евросоюз, резко сокращающий собственную добычу газа, привлекает на свой рынок все больше производителей голубого топлива. В июне 2018 года должна открыться новая газотранспортная артерия – Трансанатолийский газопровод (TANAP). Он не будет проходить по российской территории и формально считается альтернативой российскому «Турецкому потоку». Однако чем будет заполняться TANAP и сможет ли он обойтись без российского газа, пока остается загадкой.

Азербайджанский газ опередит российский?

Когда «Турецкий поток» уже подошел к берегам Турции, стало известно, что 12 июня состоится торжественное открытие Трансанатолийского газопровода (ТАНАП, TANAP). Об этом заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Берат Албайрак. Новая газовая артерия может начать первые поставки углеводородного сырья с азербайджанских месторождений уже 30 июня. Пропускная способность TANAP составит 16 млрд куб. м газа в год. Он будет проложен от грузино-турецкой границы до западной границы Турции, чтобы дальше поставлять газ на территорию ЕС.

Трансанатолийский газопровод вместе с Трансадриатическим газопроводом (TAP) станет частью проекта «Южный газовый коридор».

Он, в свою очередь, предусматривает транспортировку 10 млрд куб. м азербайджанского газа через Грузию и Турцию в Европу, но на начальном этапе сырье планируется поставлять только с месторождения Шах-Дениз. В дальнейшем к проекту предполагается присоединение других газодобывающих стран. В частности, в ЕС давно хотят видеть на своем рынке голубое топливо из Туркмении.

На первый взгляд запуск TANAP, да и весь проект «Южный газовый коридор», выглядит достаточно устрашающе для экспортных амбиций «Газпрома». Особенно если учесть, что, согласно последнему заявлению зампредправления российского газового холдинга Виталия Маркелова, переговоры по второй нитке «Турецкого потока» все еще продолжаются.

«Что касается второй нитки, готовность у нас высокая по российской части, у нас вторая нитка построена. Что касается турецкой части, то сейчас закончена работа по первой нитке, разрешения все есть, мы можем приступить и ко второй нитке – я говорю про море. Что касается прохождения магистрального трубопровода по турецкой территории, то на сегодняшний день ведутся соответствующие переговоры с турецкой стороной по реализации данного проекта. Пока мы находимся в рабочем переговорном процессе», – заявил Маркелов РИА Новости.

Однако отраслевые эксперты не склонны рассматривать TANAP в качестве конкурента российскому «Турецкому потоку», поскольку Азербайджан сам испытывает дефицит голубого топлива, а шансы присоединения к нему туркменского и иранского газа пока невелики. По их мнению, газопровод может быть итогом старого инвестиционного решения. Кроме того, они не исключают, что TANAP станет транспортной артерией и для российского газа.

Ресурсная база TANAP несопоставима с «Турецким потоком»

Руководитель направления «Газ и Арктика» энергетического центра московской школы управления «Сколково» Роман Самсонов заметил, что Турция всегда стремилась выполнять роль газового хаба.

«Естественно, будучи страной самостоятельной, Турция хочет диверсифицировать свои возможности на рынке природного газа. В то же время очевидно, что Россия в любом случае становится стратегическим партнером, который будет занимать решающую долю газового рынка. В том числе и его транзитного направления, которое формируется на базе Турции», – заявил эксперт в интервью «НиК».

По его мнению, ресурсная база TANAP очень сильно будет зависеть от потребителей.

«С одной стороны, есть устойчивый рост потребления природного газа в ЕС, но он вряд ли превышает 2%. В этом отношении наращивание импорта СПГ более перспективно. Поэтому будущее TANAP и других потоков будет зависеть от рыночной конъюнктуры и сейчас сложно что-то прогнозировать. В любом случае ресурсная база TANAP несопоставима с российским «Турецким потоком»,

– пояснил Самсонов.

Он также считает, что партнерство с Туркменией, даже при быстром и безболезненном урегулировании вопроса о разделе акватории Каспийского моря, очень рискованно из-за того, что эта страна не может сегодня предоставить гарантии на те объемы газа, которые интересуют европейцев.

«Повышение безопасности трубопроводного транспорта в ЕС принимает разные формы, но не имеет никакого отношения к гарантиям поставок газа и стабильности. Напротив, зачастую из-за них возникают сложности у всех участников данного процесса, а от этого он надежнее не становится», – резюмировал эксперт.

России не нужен TANAP

Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль в интервью «НиК» рассказал, что пока у Азербайджана товарного газа не хватает даже на то, чтобы обеспечить текущие потребности, в том числе контракты с Турцией и Грузией.

«В Азербайджане даже на собственные нужды не хватает газа, говорить о том, что TANAP будет конкурентом для «Турецкого потока», несерьезно. На той базе, которая у них есть, планировать какие-либо долгосрочные поставки в ЕС опрометчиво. России же надо заниматься своим «Турецким потоком» – строить одну и вторую нитку этого газопровода. Российский газ должен прийти на запад Турции и решить все проблемы, связанные с обеспечением энергосырьем Балкан, Италии и т. д.»,

– отметил эксперт.

Шмаль считает, что туркменский газ для Европы – это фантазии, хотя и были варианты пустить его через Иран и Турцию, а также построить ирано-каспийский газопровод.

«Учитывая неопределенный статус Каспийского моря, это маловероятно. Россия не согласится, а для прокладки такого газопровода должен быть полный консенсус. Кроме того, на сегодняшний день в Туркмении также нет лишнего газа. Страна экспортирует небольшой объем голубого топлива в Иран, кроме того, построены три газопровода в Китай. При этом добывают в Туркмении чуть меньше 80 млрд куб. м газа – это меньше, чем в советское время. Запасы у них есть, но для того чтобы их освоить, нужны огромные капитальные вложения и время», – пояснил президент Союза нефтегазопромышленников России.

Он рассказал, что Туркмении более интересен азиатский рынок, страна активно участвует в проекте реализации газопровода ТАПИ (Туркмения – Афганистан – Пакистан – Индия) и сейчас там началась определенная работа.

«Туркменский газ через Каспий не поступит в ближайшие 50-100 лет»,

– указал эксперт.

«Газпром» как спасение для TANAP

В экспертной среде существует мнение, что Россия сможет с пользой для себя поучаствовать в наполнении трансанатолийской газовой трубы на территории ЕС. В частности, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин не исключил, что в TANAP может войти и «Газпром» второй ниткой «Турецкого потока».

«Таким образом, мы получаем прямой доступ к европейским потребителям, без проблем с Третьим энергопакетом. Благодаря присоединению России в трубе создается конкуренция, что постоянно требует ЕС»,

– предположил эксперт в интервью «НиК».

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов пояснил, что вторая нитка «Турецкого потока» на суше должна представлять собой небольшую перемычку (около 100 км), с помощью которой газ удастся довести до границы Турции.

«На данный момент предполагается, что по TANAP пойдет по 1 млрд куб. м газа в Грецию и Болгарию. При этом сейчас работает Трансбалканский газопровод, который из России поставляет газ через Украину, Румынию, Болгарию в Турцию. Когда будет построена первая нитка «Турецкого потока», Трансбалканский газопровод опустеет. И если Болгария собирается брать газ из TANAP, возникает вопрос: им выгодно держать этот газопровод пустым или лучше договориться с Россией и пустить его в реверсном режиме, то есть поставлять газ не с севера на юг, а с юга на север и дальше в направлении Сербии?

Соглашение о строительстве перемычки между Болгарией и Сербией уже подписано, и вроде бы ЕС даже согласился финансировать проект. Поэтому говорить о том, что там нужны масштабные инвестиции во вторую нитку «Турецкого потока», неправильно. Сербия и Болгария хотели совместно строить эту перемычку при поддержке ЕС, а все остальные нитки могут быть автоматически задействованы в реверсном режиме», – рассказал эксперт в интервью «НиК».

Он отметил, что данная схема подразумевает использование мощностей TANAP, так как поставки в Грецию и Болгарию частично будут идти по этим газопроводам.

«Россия может подключиться к этому. Она не будет собственником этих газопроводов на территории ЕС. На юг Италии хотят пустить TAP, и пока «Газпром» в нем не будет участвовать. Но когда запасы Шах-Дениз истощатся, Россия может и подключится. Ведь уже сейчас Азербайджан начинает импортировать газ из России», – заметил Правосудов.

Он также пока не видит возможностей для экспорта в ЕС туркменского газа.

«У Туркмении есть большие обязательства перед Китаем, она наращивает поставки газа в эту страну. Туркмения много должна КНР. Конечно, Ашхабаду хотелось бы диверсифицировать свои рынки сбыта, но они стали строить ТАПИ. Большой вопрос, хватит ли у них сырьевой базы еще и на ЕС, поскольку новые месторождения, которые они вводят, очень глубокого залегания – порядка 4 км. И газ содержит сероводород, соответственно, нужны мощные газоперерабатывающие заводы по отделению серы.

У «Газпрома» есть подобные астраханские месторождения с запасами более 2 трлн куб. м газа. Они разрабатываются несколько десятков лет и могли бы давать порядка 100 млрд куб. м газа в год. Однако там добывается чуть больше 10 млрд куб. м и не планируется увеличивать добычу. Астраханский газ получается очень дорогой, несмотря на то, что он расположен ближе к рынкам сбыта, чем ямальский. В Туркмении похожие месторождения, поэтому нельзя считать, что эта страна обладает большими запасами дешевого газа», – считает эксперт.

США «отложат» подписание соглашение по Каспию

Стоит также отметить, что недавнее разрешение Сената Казахстана на использование ВМС США каспийских портов Актау и Курык для транзита специальных грузов в Афганистан может поставить жирную точку в вопросе урегулирования всех спорных вопросов по статусу Каспийского моря. Поэтому вопросы любых транзитных газопроводов, скорее всего, откладываются на неопределенный срок и «Южному газовому коридору» надо будет как-то договариваться с Россией.

Екатерина Вадимова

#Турецкий поток #Южный газовый коридор #Европейский газовый рынок #Россия #Туркмения #Азербайджан #ТАПИ #Аналитика #Турция #ЮГК
Подпишитесь