Posted 16 марта 2018, 10:12

Published 16 марта 2018, 10:12

Modified 15 сентября 2022, 20:20

Updated 15 сентября 2022, 20:20

1 трлн рублей потерял российский бюджет из-за субсидий для НПЗ

16 марта 2018, 10:12
Выход Минфин РФ видит в завершении налогового маневра, предполагающего обнуление пошлин на сырую нефть и нефтепродукты

Федеральный бюджет РФ потерял 1 трлн рублей из-за субсидий нефтеперерабатывающим заводам, выплачиваемым из-за задержки налогового маневра, заявил Алексей Сазанов, руководитель департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ.

По его данным, из-за разницы между пошлинами на нефтепродукты и сырую нефть и следующими из этой разницы субсидиями для НПЗ бюджет потерял 600 млрд руб. Еще 300 млрд руб. недополучены вследствие «сдерживания цен на нефтепродукты на внутреннем рынке». 140 млрд потеряны из-за поставок нефти в Белоруссию без пошлин и по «внутренним» ценам РФ.

Выход Минфин РФ видит в завершении налогового маневра, предполагающего обнуление пошлин на сырую нефть и нефтепродукты. Впадающие доходы бюджета должен компенсировать повышенный НДПИ.

Налоговый маневр стартовал в 2015 году. Он предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть до 30% в 2017 г. с нынешних 42%, с параллельным ростом ставки НДПИ на нефть до 919 руб. за тонну в 2017 г. с 857 руб. за тонну в 2016 г. Изначально на 2016 г. предполагалось снижение ставки расчета экспортной пошлины на нефть с 42% до 36%, однако было принято решение «заморозить» ставку на уровне 42%.

Против налогового маневра выступили российские нефтяники. В 2016 году министр энергетики Александр Новак отметил: «Предложение обнулить пошлины до конца не просчитано, и его последствия могут быть непредсказуемы. Во-первых, у нас много месторождений разрабатывается с использованием налоговых льгот по экспортным пошлинам: шельф, тюменская свита, участки в Восточной Сибири и т.д., поэтому нужно будет перенастраивать всю эту налоговую систему. Во-вторых, при обнулении пошлин цена на нефть для российских НПЗ вырастает до уровня цены на внешнем рынке (с поправкой на транспорт). Это означает, что возникает риск существенного роста цен на нефтепродукты». Он также добавил: «При обнулении пошлин проиграют компании, которые закончили модернизацию НПЗ, а остальные потеряют стимулы для инвестиций. Поэтому говорить об обнулении пошлин можно только после 2021 г., когда основные программы модернизации будут закончены».

Подпишитесь