Posted 3 февраля 2018, 10:05

Published 3 февраля 2018, 10:05

Modified 15 сентября 2022, 20:20

Updated 15 сентября 2022, 20:20

Итоги недели: шельфы собирают инвестиции

3 февраля 2018, 10:05
Прошедшая неделя была достаточно плодотворной для российской энергетики.

1 февраля дан старт работе нового энергоблока № 4 Ростовской АЭС, в котором принял участие президент РФ Владимир Путин. Компания Nord Stream 2 AG получила разрешение на строительство в территориальных водах Германии морской части газопровода «Северный поток-2». Не обошлось и без ложки дегтя, о которой позаботились в США, внеся все руководство нефтегазовой отрасли России в «кремлевский список». Предполагается, что он послужит поводом для усиления санкционного давления в отношении РФ. Впрочем, как показал опыт прошедших лет, страшнее любых санкций для России низкая стоимость энергосырья, а вот какого-либо значительного снижения цен на нефть за прошедшую неделю не произошло.

Соглашение ОПЕК+ приносит свои плоды

Средняя цена за январь на нефть марки Urals увеличилась на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила $68,46 за баррель, сообщил российский Минфин. В январе 2017 года средняя цена на Urals составляла $53,16 за баррель.

Результатами соглашения о сокращении добычи пользуются и те, кто не участвует в сделке.

По данным управления энергетической информации Минэнерго США (IEA), добыча нефти в стране в ноябре 2017 года выросла на 4% по сравнению с октябрем – до 10,038 млн баррелей в сутки (б/с) впервые с 1970 года. В годовом выражении объем добычи увеличился на 13,1%. Американское ведомство уточняет, что самыми крупными нефтедобывающими регионами страны являются Мексиканский залив, Северная Дакота и Техас. В них добыча в ноябре составила 1,666 млн б/с, 1,178 млн и 3,891 млн б/с соответственно. Добыча в Мексиканском заливе выросла на 14,4% по сравнению с октябрем, в Техасе – на 3%, в Северной Дакоте – на 1,2%.

По прогнозам EIA и Международного энергетического агентства, в 2018 году среднегодовая добыча в США останется на уровне 10,3 млн б/с. Заметим, что рост собственной добычи позволил США сократить импорт энергоносителей.

Благодаря такому «импортозамещению» торговый дефицит нефти, который в 2007 году составлял 12,5 млн б/с, к концу прошлого года упал до 2,5 млн б/с.

В последнее время аналитики все чаще пророчат значительный приток инвестиций в нефтяной сектор. The Wall Street Journal опубликовала исследования компании Wood Mackenzie, в которых говорится о предстоящем запуске в 2018 году около 30 крупных шельфовых проектов по всему миру, что вдвое больше среднего годового уровня в период 2014–2016 гг. На прошедшей неделе ExxonMobil сообщила о намерении в ближайшие пять лет инвестировать $50 млрд в добычу нефти в США, Total рассказала о намерении разрабатывать нефтяной проект у берегов Бразилии, Royal Dutch Shell – в Северном море, а Statoil – в Баренцевом море.

Оживление в нефтяном секторе зачастую затрагивает геополитические интересы и может сопровождаться обострением политического напряжения в том или ином регионе. 1 февраля правительство Ливана заявило, что продолжит разработку шельфа Средиземного моря, несмотря на «угрозы Израиля», сообщило агентство Associated Press. Министр энергетики Ливана Сезар Аби Халил заявил журналистам, что страна не намерена снимать тендер на разработку спорных, по мнению Израиля, участков шельфа. По словам министра, демаркация границы между Ливаном и Израилем давно проведена, о чем есть уведомление ООН.

Ранее Министерство обороны Израиля посчитало работы на шельфе Ливана провокацией. Между тем к разведочному бурению в этом регионе уже привлечены Eni, Total и НОВАТЭК.

Российские компании возвращаются на Ближний Восток

На прошедшей неделе открылись и новые перспективы работы российской энергетической отрасли на Ближнем Востоке. В частности, было объявлено, что с 2018 года Россия собирается заняться восстановлением разрушенной энергетики Сирии. Дорожную карту по сотрудничеству в этой сфере подписали глава Минэнерго РФ Александр Новак и его сирийский коллега Мухаммед Зухейр Харбутли. Согласно документу, Россия поможет Сирии в восстановлении, модернизации, а также строительстве новых энергообъектов, отдельное внимание будет уделено участию российских нефтегазовых компаний в возобновлении добычи нефти и газа. Речь также идет о разведке новых месторождений углеводородов.

По мнению отраслевых экспертов, работа в этом регионе кране важна для российских компаний, так как усиливает их позиции на мировом энергетическом рынке.

Заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев в интервью «НиК» отметил, что возрождение энергетики Сирии российскими компаниями вполне логично, без РФ эта страна не сможет выжить.

«Сирия находится в изоляции, и без знания и опыта российских энергетиков она не сможет восстановить разрушенную войной инфраструктуру», – заявил эксперт. По его мнению, важно и то, что именно нефть Восточной Сирии обеспечивала финансами террористов:

«В Сирии есть что добывать, а как добывать, мы знаем, поэтому я думаю, что это будет взаимовыгодное сотрудничество».

Суздальцев заметил, что российские компании много работали в Ираке и сейчас с большим трудом возвращаются в этот регион, поэтому для России очень важно наращивать свое присутствие в нефтегазовом секторе Ближнего Востока.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что для российских компаний наиболее интересно сотрудничество в сфере электроэнергетики.

«Сирия – большая страна, и у нее большие потребности в восстановлении и развитии электроэнергетики», – рассказал эксперт в интервью «НиК». Он также считает, что перед Россией стоит задача максимально прочно закрепиться в регионе.

Замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева указала, что у Сирии небольшие запасы нефти и газа, однако их достаточно для работы российских нефтегазовых компаний. Она напомнила, что в свое время Сирия, как и другие ближневосточные страны, жила за счет продажи углеводородного сырья.

«Сейчас вопрос в том, кто будет покупать это сырье. Западноевропейские страны, скорее всего, будут бойкотировать поставки сирийской нефти, но остается Азия, которой все равно, у кого покупать сырье. Для наших компаний это важно, так как они могли бы организовать более выгодные для себя танкерные поставки сирийского черного золота в азиатские страны по своповым контрактам»,

– заявила эксперт. По ее мнению, кроме прямой финансовой выгоды, присутствие наших компаний в Сирии усиливает влияние российского нефтегазового сектора на всем Ближнем Востоке.

«Северный поток-2» готов к старту

Не менее динамично за прошедшую неделю развивалась ситуация и на мировом газовом рынке. В частности, глава «Газпрома» Алексей Миллер в своем комментарии к получению Nord Stream 2 разрешения для прокладки газопровода в юрисдикции Германии отметил, что это «ключевое решение, которое уже сейчас открывает возможность начать строительство самого важного участка нового морского газопровода «Северный поток-2» в территориальных водах Германии и берегового приемного терминала в Грайфсвальде».

Ранее заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что партнеры российского газового холдинга в Евросоюзе хотят получать голубое топливо по новым направлениям, хотя «Газпром» и предлагал импортерам сохранить транзит газа через территорию Украины и после 2019 года.

«Я не раскрою имена, но многим партнерам была предложена возможность сохранить транзит через Украину после 2019 года, но они сказали: нет, спасибо, мы хотим получать газ в новом пункте»,

– заявил зампред «Газпрома». И поскольку опровержения данного заявления ни от кого не последовало, можно предположить, что европейцы действительно предпочитают получать газа в обход Киева.

Пришло известие о том, что правительство Турции ввело налоговые льготы для работ, которые будут выполняться в рамках строительства газопровода «Турецкий поток».

Однако можно предположить, что украинская ГТС останется востребованной и после строительства «Турецкого потока» и «Северного потока-2», поскольку ЕС придется импортировать все больше газа.

По данным Reuters, 1 февраля министр экономики Нидерландов Эрик Вибес распорядился немедленно прекратить добычу газа в районе голландского города Гронингена из-за недавних сильных землетрясений. 8 января Гронинген сотрясли подземные толчки магнитудой 3,4 балла, они стали самыми сильными в регионе за последние годы. Добыча на месторождении увеличивает частоту и интенсивность землетрясений в провинции, поэтому с 2014 года власти постепенно сокращают производство на этом месторождении, которое удовлетворяет до 10% спроса на газ в Европе. Голландский отраслевой регулятор Het Staatstoezicht op de Mijnen (SodM) выпустил рекомендации правительству сократить добычу до 12 млрд м3 с текущего уровня 21,6 млрд м3 в год так быстро, как это возможно.

Китай возрождает мировые СПГ-проекты

Улучшились перспективы и для развития мировой отрасли по производству сжиженного газа. Этому способствовали новые данные таможенной статистики КНР, согласно которым объем импортируемого Китаем СПГ по итогам 2017 года увеличился на 46,4 млн тонн, до 38,13 млн тонн. В стоимостном выражении рост составил 65,1%, до $14,75 млрд.

Поставки СПГ из РФ в Китай за год выросли на 73,4%, до 444,95 тыс. тонн. Доход от экспорта увеличился в два раза, до $175,92 млн.

КНР активно реализует программу отказа от угольной энергетики, стране требуется все больше голубого топлива. При этом заявленный переход страны на ВИЭ, видимо, происходит более медленными темпами. По крайней мере, заместить вытесняемый уголь у возобновляемых источников не получается.

Подпишитесь