Posted 21 января 2018, 08:01
Published 21 января 2018, 08:01
Modified 15 сентября 2022, 20:20
Updated 15 сентября 2022, 20:20
Одним из ключевых событий стал очередной поворот в развитии российско-украинской газовой проблемы. Речь может идти о подготовке переговоров «Газпрома» с «Нафтогазом Украины» о возможных прямых поставках российского газа.
Анкара готовится встретить «Турецкий поток»
Важнейшим, пожалуй, стало известие о том, что компания South Stream Transport, оператор проекта строительства газопровода «Турецкий поток», начала возведение в Турции приемного терминала для морского газопровода.
Теперь эта газотранспортная артерия строится одновременно на трех участках: на берегах России и Турции, а также в Черном море.
Напомним, что работы по проекту ведутся с опережением графика, первые поставки газа планируются на конец 2019 года. С вводом в строй первой нитки «Турецкого потока» Россия обеспечит прямыми поставками голубого топлива второй по объему после Германии газовый рынок.
Вторая нитка газопровода будет снабжать газом страны Южной и Юго-Восточной Европы. Однако ее строительство до сих пор под вопросом. Как заявил на этой неделе глава МИД РФ Сергей Лавров, продление «Турецкого потока» в ЕС возможно только после получения твердых гарантий от Еврокомиссии.
СПГ для Индии
На этой неделе стало известно и о том, что «Газпром» и индийская компания Gail не только подтвердили сроки начала поставок СПГ по долгосрочному контракту, но и договорились об увеличении длительности контракта, а также изменении формулы цены СПГ.
Контракт с Gail был заключен еще в 2012 году на 2,5 млн тонн СПГ в год, однако проблемы начались уже в 2016 году. Gail уведомила «Газпром», что хочет пересмотреть условия контракта – сроки, объемы и цену. По данным Reuters, только сейчас стороны согласились продлить срок действия контракта на два-три года, увеличив совокупный объем поставок на 6 млн тонн. Цена на СПГ будет привязана к средней цене по итогам трех месяцев на нефть сорта Brent, а не к средней цене за девять месяцев на сорта нефти, импортируемые Японией, как это было раньше.
Продление контракта можно считать положительным результатом для России, учитывая рост экономики Индии и обострение конкуренции на мировом рынке СПГ. Не стоит забывать, что Gail уже добилась пересмотра условий долгосрочных контрактов на поставки сжиженного газа от компаний Катара, а также заключила контракты на поставку до 5,8 млн тонн СПГ из США.
Германия защищает свою независимость
Ситуация с реализацией проекта «Северный поток-2» остается сложной, поскольку Еврокомиссия в начале ноября предложила внести поправки к газовой директиве ЕС. Суть поправок – распространение определенных норм энергетического законодательства ЕС на все расположенные на территории ЕС газопроводы, что идут из стран – участниц Союза или в третьи страны. Сейчас эти нормы не распространяются на морские участки газопроводов, поэтому не касаются проекта «Северный поток-2», но Еврокомиссия полна решимости изменить положение дел.
Однако на днях в российских СМИ прошло сообщение о том, что Германия недовольна этой законодательной инициативой Еврокомиссии, что вселило надежду в тщетность попыток Еврокомиссии помешать «Северному потоку-2». В представленной газетой «Ведомости» германской юридической оценке документа отмечается, что действие европейского законодательства в полной мере распространяется на компании и инфраструктуру, к которой на территории ЕС подключаются морские газопроводы.
Это лишает смысла инициативу распространить на импортирующие в Европу газ трубопроводы требования о разделении поставщика и транзитера или допуске третьих сторон.
Особенно возмущение Берлина, согласно представленной юридической оценке, вызвал факт, что законопроект создает предпосылки для получения Еврокомиссией эксклюзивных полномочий в регулировании внутреннего рынка газа.
Впрочем, почти сразу было распространено опровержение. Министерство экономики и энергетики ФРГ сообщило, что Германия не представляла ЕК свою оценку поправок к газовой директиве Евросоюза, обсуждения идут в рамках рабочей группы Совета Европы. Поэтому пока инициатива Еврокомиссии имеет все шансы быть одобренной. В этом случае ЕК распространит свое влияние на все газопроводы.
Стоит отметить, что, несмотря на все ухищрения ЕК, экспорт российского газа в Европу растет. По итогам 2017 года он увеличился на 8,1%, составив рекордные 193,9 млрд кубометров. Как сообщил на встрече с представителями энергетических компаний, входящих в Ассоциацию европейского бизнеса, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, спрос на импортный газ на европейском рынке растет и будет расти на фоне снижения собственной добычи.
«Европейский рынок весьма развит, и на нем выигрывает тот, кто может поставить газ максимально безопасно, недорого и надежно. А это только Россия, поэтому, несмотря на всю политическую шумиху, экспорт растет, и вы все это видите», – отметил Завальный.
Можно предположить, что Европа все же решится на строительство «Северного потока-2», так как российского газа хватит на все потоки вместе с украинским транзитом, хотя последний и потеряет ведущую роль главной транспортной артерии для доставки российского голубого топлива в ЕС.
«Нафтогаз» развернули к «Газпрому»
Прошедшая неделя внесла новые аспекты в отношения «Газпрома» и «Нафтогаза Украины». В частности, украинская компания сделала заявления о намерении выполнить предписания Стокгольмского арбитража, поэтому сама собирается инициировать переговоры с российским газовым концерном о начале прямых поставок голубого топлива на Украину. Главный коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко сообщил, что «Нафтогаз Украины» и «Газпром» уже в самой ближайшей перспективе могут начать переговоры по имплементации решения арбитража в Стокгольме по спору о контракте на поставку российского газа на Украину.
Ранее Стокгольмский арбитраж вынес решение, что «Нафтогаз Украины» должен с 2018 года и до истечения контракта в конце 2019 года закупать у «Газпрома» не менее 5 млрд кубометров газа ежегодно, причем 80% от этого объема, выполняя условие «бери или плати». Также суд обязал украинскую сторону с 2018 года начать выплату российскому газовому холдингу $2 млрд задолженности за поставки в период с 2011 по 2014 год, когда Украина сама себе назначила цену на российский газ.
Ранее стало известно, что ЕС решил не выдавать Украине €600 млн из ранее обещанных кредитных средств. По мнению главы украинского газового холдинга Андрея Коболева, в 2018 году «Нафтогаз Украины» может остаться без дешевых кредитов от Европейского банка реконструкции и развития на закачку газа в свои подземные газовые хранилища. Он считает, что непредставление кредитов – одна из основных проблем, которые ожидают «Нафтогаз Украины» в текущем году, таких дешевых кредитов Украина больше не получит нигде в мире.
Не совсем понятно, каким образом Киев будет исполнять решения Стокгольмского арбитража и есть ли у него средства для закупки российского газа. Отраслевые эксперты считают, что в любом случае для России будет важно определение цены поставок и предоплата.
Сам факт «принуждения» Киева к газовым переговорам с Москвой, скорее всего, свидетельствует о нежелании Брюсселя кредитовать Украину и попытке переложить это бремя на российские плечи.
Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов отметил, что газ, который сейчас получает Украина по реверсу, де-факто является российским, поэтому для РФ нет существенной разницы, каким образом она поставляет газ Киеву.
«Вопрос сильно политизирован, но с экономической точки зрения никаких нюансов нет. Главная интрига – это цена. Скорее всего, именно она определит, по какой схеме будут осуществляться поставки. Если цена, предложенная «Газпромом», будет конкурентной, Киев перейдет к прямым закупкам. Если же она будет соответствовать реверсным поставкам, вероятнее, статус-кво сохранится», – заявил эксперт в интервью «НиК».
Он отметил, что с точки зрения затрат на транспортировку, несмотря на все политические перипетии, украинский маршрут – самый выгодный.
«Это связано с техническими особенностями, поскольку стоимость транспортировки по сухопутному маршруту всегда ниже, чем по морскому. Поэтому, как только политические риски снизятся до приемлемых величин, скорее всего, популярность украинского транзита вновь возрастет», – считает Хестанов.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, напротив, уверен, что с точки зрения интересов России от украинского транзита надо отказываться, поскольку он опасен и, самое главное, непредсказуем. Нынешняя попытка ЕС возобновить прямые поставки газа, по его мнению, является неприкрытым желанием Европы заставить Москву спонсировать Киев.
«Если Россия сосредоточится на «Северном потоке-2», Украина лишится денег и никакого другого дохода не найдет. Поэтому в ЕС разумно желают заставить нас кормить Украину, так как сами они этого делать не хотят. В случае продления основного транзита российского газа через Украину, России надо будет платить – и очевидно много. Рассчитывая на это, Европа и США постоянно будут пытаться возвратить РФ к украинскому маршруту, а нам надо максимально от него дистанцироваться, так как России этот маршрут не дает ничего, кроме проблем», – заметил эксперт в интервью «НиК».