Posted 13 января 2018, 15:59
Published 13 января 2018, 15:59
Modified 15 сентября 2022, 20:20
Updated 15 сентября 2022, 20:20
Прошедшая неделя оказалась благоприятной для российского нефтегазового сектора. Цены на нефть продолжили рост и даже в какой-то момент перешагнули важный барьер $70 за баррель.
Что же касается газового сектора, то он порадовал новостями о востребованности продукции завода «Ямал СПГ», а также известием о присоединении к работе над проектом «Северный поток-2» компании Kværner, 30% которой принадлежат Министерству экономики и рыболовства Норвегии.
«Генерал мороз» – на стороне российского СПГ
Российский завод «Ямал СПГ», торжественное открытие которого прошло 8 декабря 2017 года, сумел экспортировать за месяц четыре партии сжиженного природного газа общим объемом почти 300 тыс. тонн.
«С 1 по 8 января в Ямало-Ненецкой таможне совершались таможенные операции в морском порту Сабетта. Оформлено одно прибытие и одно убытие с территории Евразийского экономического союза морского судна Christophe de Margerie с сжиженным природным газом на борту весом 72,9 тыс. тонн», – говорится в сообщении Ямало-Ненецкой таможни. В 2017 году ямальскими таможенниками оформлены на экспорт три танкера-газовоза (Christophe de Margerie, Boris Vilkitsky и Fedor Litke) с общим объемом 221,3 тыс. тонн СПГ, отметили в пресс-службе.
Запуск завода прошел на фоне непрекращающейся информационной войны против российских газовых проектов, целью которой является создание режима особого благоприятствования для американского СПГ, в том числе на европейском рынке.
Тем удивительней стало известие, что весь сжиженный газ Ямала был отправлен в Европу, а одна партия достигла США, где из-за аномальных холодов произошло рекордное снижение запасов природного газа.
Цена на него поднималась до $6,3 тыс. за тысячу кубометров.
Российские эксперты считают, что поставки российского сжиженного газа в Соединенные Штаты – это частный случай. И тем не менее у России появилась хорошая возможность стать одним из мировых лидеров по экспорту сжиженного природного газа, но для этого ей надо поторопиться.
«Реализация всего потенциала сегмента СПГ даст нам возможность расширить долю на рынке СПГ с нынешних 4-5% до 15-20%», – написал глава Минэнерго России Александр Новак в колонке журнала «Нефтегазовая вертикаль». По его словам, инвестиции в разработку российских газовых ресурсов для производства СПГ до 2035 года могут составить около 8 трлн руб.
Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль в интервью «НиК» сообщил, что 10% добываемого на мировом рынке газа продается в виде СПГ.
«В настоящее время многие страны увеличивают мощности заводов по сжижению. К ним относится Катар, Австралия, Индонезия и многие другие. Поэтому в ближайшее время производство и торговля СПГ будут только увеличиваться. К 2030 году рынок СПГ должен вырасти с нынешних 340 млн тонн до 700 млн тонн»,
– пояснил эксперт.
По его словам, российский газ имеет определенные преимущества с точки зрения расположения заводов по сжижению и производства, поэтому завод «Ямал СПГ» был запущен вовремя.
«Если в ближайшие пять лет будут реализованы и другие проекты по производству СПГ, такие как вторая и третья очереди «Ямал СПГ» и два проекта «Арктик СПГ», Россия сможет занять достойную часть мирового рынка сжиженного газа», – уверен Шмаль.
По его мнению, объемы сжиженного газа нужно не только отправлять на экспорт, но и развивать внутренний рынок этого энергосырья.
«Необходимо решать проблему газификации особенно районов Восточной Сибири, горных районов. Поэтому одно из направлений, которым необходимо заниматься, – это газификация удаленных районов за счет использования СПГ», – заявил эксперт.
Норвегия хочет заработать на NordStream 2
Вторая не менее значимая новость российского газового сектора касается реализации проекта «Северный поток – 2». Норвежская компания Kværner выиграла тендер и заключила контракт с NordStream 2 на строительство наземных сооружений и компрессорных станций. Норвежцы будет отвечать за закупку и установку трубопроводов и арматуры, а также за строительство фундамента и самих наземных сооружений газопровода.
Интрига заключается в том, что Норвегия сама добывает газ, экспортируя его на европейский рынок. В 2017 году королевство более чем на 6% нарастило объемы поставок голубого топлива за рубеж. Поэтому, на первый взгляд, работа на конкурента не должна быть привлекательной для норвежских компаний.
Но аналитики отмечают, что реальной конкуренции между Россией и Норвегией на газовом рынке нет.
Поэтому для королевства выгодно участвовать в строительстве нового газопровода и получать дивиденды от этого проекта. Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов заметил, что нет ничего удивительного в сотрудничестве транснациональных компаний, так как у них, как правило, отсутствуют национальные предпочтения, более значимым вопросом является стабильность получаемой прибыли.
«С потенциальной прибылью у проекта «Северный поток – 2» все в порядке. У «Газпрома» по-прежнему наилучшая себестоимость природного газа – $2-3 за миллион британских тепловых единиц. Кроме того, у «Северного потока – 2» есть потребитель газа. Дело в том, что после 2019 года закончится контракт на транзит российского газа через украинскую ГТС. Киев, в свою очередь, много раз заявлял о своих намерениях радикально пересмотреть условия транзита – понятно, что не в пользу его удешевления. Поэтому «Газпром» ищет другие возможности для поставок своего газа в ЕС», – заявил эксперт в интервью «НиК».
Он напомнил, что у Норвегии есть трубопровод и большую часть экспорта в ЕС страна осуществляет именно по нему. Но позиции королевства сильны в Западной и Северной Европе, например в Великобритании, странах Бенилюкса, частично во Франции и Германии. В Южной Европе, в ряде районов Франции и Германии норвежский газ имеет куда большую себестоимость, чем российский, за счет чего данная территория ЕС относится к рынку «Газпрома».
«Кроме того, в отличие от ресурсной базы «Газпрома», у Норвегии нет дополнительных крупных месторождений, которые можно быстро ввести в строй, поэтому королевство не сможет сильно увеличить свои рынки сбыта»,
– пояснил Анпилогов.
Гримасы спотового рынка
По мнению Анпилогова, Евросоюз сейчас сам копает себе яму, подталкивая «Газпром» отказаться от прокладки нового газопровода.
«Контракты на основе «бери и плати» накладывают обязательства на поставщика газа обеспечить пиковые потребности в энергоносителе.
Если ЕС в рамках Третьего энергопакета будет переходить на полностью спотовый рынок, «Газпром» не обязан будет обеспечивать потребителей газом. Более того, европейцам стоит быть готовыми к любому повышению его стоимости.
Сейчас особенности свободного рынка наглядно проиллюстрированы в США, где в период аномальных морозов цены на газ стали улетать в космическое пространство», – заметил эксперт.