Posted 15 ноября 2018, 09:26
Published 15 ноября 2018, 09:26
Modified 15 сентября 2022, 20:21
Updated 15 сентября 2022, 20:21
Предстоящее ужесточение международных требований к качеству судового топлива не окажет существенного влияния на рыночные позиции основного российского экспортного нефтяного сорта Urals.
Имеющиеся случаи переориентации европейских НПЗ с российской на ближневосточную нефть не будут носить массового характера.
Во-первых, далеко не все сырье ближневосточного региона является легким и низкосернистым – там немало тяжелых сортов, сравнимых с Urals. Кроме того, переход завода с одного сорта на другой – достаточно сложный и дорогостоящий технологический процесс. Большинство европейских потребителей вполне устраивает российская нефть, в том числе по причине большого выхода средних дистиллятов.
Содержание серы в Urals в последнее время растет, что признает и Минэнерго. Однако эта проблема не настолько остра, чтобы вызвать массовый отказ потребителей от российской нефти.
Некоторые европейские заводы, как, например, Гданьский, действительно, переходят на работу с другими, в том числе ближневосточными сортами. Но и в этом случае российское сырье легко найдет возможности экспорта в рамках своп-поставок, замещая в ряде регионов ту же арабскую нефть.
Короткое транспортное плечо не всегда обеспечивает наилучшую экономику. Например, сегодня в Европу экспортируется американская нефть, а навстречу ей в Штаты едет смесь CPC Blend, поставляемая из каспийского региона в Средиземноморье по нефтепроводу КТК. Такая на первый взгляд неудобная логистическая схема имеет конкретный смысл.
Сложную для переработки CPC Blend выгоднее везти в Америку, где сектор downstream наиболее технологически развит, и низкая стоимость процессинга с лихвой компенсирует расходы на доставку.
В свою очередь, легкую сланцевую американскую нефть охотно покупают менее «продвинутые» европейские НПЗ.
Такой глобальный переток ресурсов – обычное явление для нефтяного рынка, который имеет способность самоорганизации в соответствии с текущей экономической конъюнктурой.
Примечание «НиК». В 2020 г. вступает в силу новый регламент Международной морской организации ООН (IMO), запрещающий судам использовать топливо с содержанием серы выше 0,5%.
Как отмечал в мае 2018 г. в интервью Reuters замминистра энергетики Павел Сорокин, Минэнерго видит снижение качества российской трубопроводной нефти, но не считает его критическим. Ранее «Транснефть» сообщала, что в 2018 г. содержание серы в нефти Urals на основных экспортных направлениях составит от 1,55 до 1,8%.