Posted 31 мая 2022, 08:51
Published 31 мая 2022, 08:51
Modified 16 августа 2022, 21:51
Updated 16 августа 2022, 21:51
Политическая поляризация выходит на новый уровень. Китай хочет расширить БРИКС, США создают «Анти-Китай» и грозятся повторить украинский кризис на Тайване. К чему все это приведет, пока не известно, но вот топливный рынок США уже точно указывает на кризис. Из-за дефицита Белый дом готовится к распродаже дизеля из стратегических запасов, некоторые штаты уже испытывают дефицит ГСМ.
Напомним, что в рамках последней встречи министров иностранных дел стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), организованной Пекином, состоялась отдельная сессия в формате «БРИКС+», на которой были представлены Аргентина, Египет, Индонезия, Казахстан, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сенегал и Таиланд. Данная встреча была этапом подготовки к саммиту в конце июня в Китае. Позже министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подтвердил, что Саудовская Аравия и Аргентина выразили интерес к подключению к формату БРИКС.
Закономерно, что в ответ на такой шаг Поднебесной мировой гегемон в лице Вашингтона решил не отставать и создал новую организацию. 23 мая в Токио в рамках визита в Японию американского президента Джо Байдена прошла церемония запуска новой «Индо-Тихоокеанской экономической структуры» (IPEF). В нее вошли 13 стран: США, Япония, Индия, Австралия, Бруней, Индонезия, Малайзия, Новая Зеландия, Южная Корея, Филиппины, Таиланд, Вьетнам и Сингапур. Было озвучено, что сотрудничество в рамках IPEF будет развиваться в четырех основных направлениях: внешняя торговля, в том числе включая цифровые ресурсы, инфраструктура для чистой энергии и декарбонизации, обеспечение стабильных цепочек поставок, налоговых и антикоррупционных мер. Примечательно, что Индия решила поучаствовать сразу в БРИКС и IPEF, Таиланд и Индонезия также захотели не портить отношения как с Пекином и Москвой, так и с Вашингтоном.
Как будет воплощаться в жизнь идея «Индо-Тихоокеанской экономической структуры» пока никто не представляет, но в экспертной среде уже заговорили о формировании «Анти-Китая».
То есть, по мнению Вашингтона, экономики этих стран могут заменить КНР, а в качестве благодарности они должны помочь Вашингтону защитить Тайвань или, по крайней мере, помешать Китаю разрабатывать пограничные газовые месторождения.
В определенном смысле в отношении Тайваня данный прогноз выглядит достаточно реалистично. В Токио на пресс-конференции Байден заявил журналистам, что Соединенные Штаты могут принять «военное участие» в отражении китайского вторжения на Тайвань. При этом Байден сказал, что ситуация с Тайванем похожа на ситуацию с Украиной, только бремя Тайваня куда тяжелее.
Стоит отметить, что ответ американского президента журналистам был достаточно уклончив. Вообще идея создания «Анти-Китая» не блещет здравым смыслом хотя бы потому, что все 12 стран, кроме США, которые вошли в IPEF, хотели бы получить от Вашингтона скорее экономические преференции на американском рынке, а не политическое или военное противостояние с Китаем. Собственно, именно поэтому в 2017 году США вышли из Транстихоокеанского партнерства — главным образом, данная экономическая структура позволила большому количеству японских машин беспошлинно продаваться на американском рынке. Отказ Соединенных Штатов от участия в Транстихоокеанском партнерстве даже входил в предвыборную программу Дональда Трампа. Поэтому ждать от IPEF какой-то политической солидарности не стоит. Отказываться от российской нефти или декарбонизироваться никто в угоду Вашингтону не будет, как и всерьез ссориться с Пекином.
В то же время Вашингтону просто необходимо делать какие-либо шаги по ослаблению Китая. Эту мысль очень четко сформулировал глава МЭА Фатих Бироль, который заявил в интервью CNBC на Всемирном экономическом форуме, что Китай должен оставаться слабым, «иначе у нас будут большие проблемы на нефтяных рынках».
То есть Запад хорошо понимает, что нехватка топлива — это прежде всего полная зависимость мирового энергорынка от экономики Китая, и об этом прямо говорит Бироль.
Байдену остается во всем обвинять Путина, надеяться на скорый энергопереход, а также констатировать, что пока «все плохо»: «Мы находимся в ситуации, когда мир проходит стадию невероятного перехода, и когда это все закончится, мы будем сильнее, и мир будет сильнее, если мы не будем зависеть от ископаемого горючего, когда все завершится. […] И что я смог сделать, чтобы избежать еще большего ухудшения ситуации, а она плохая […] Мы высвободили, мне кажется, более 257 млн баррелей нефти, мы и другие страны, которых мы убедили участвовать. Это помогло, но этого недостаточно», — подчеркнул президент США на пресс-конференции по итогам двустороннего саммита.
Более того, теперь администрация США признала, что будет вынуждена использовать и дизельные резервы (emergency diesel reserve), чтобы избежать локального дефицита топлива в отдельных регионах. «Этот запас небольшой, всего около 1 млн баррелей топлива, но с момента основания в 2000 г. он использовался всего один раз после супершторма „Сэнди“ в 2012 г. Тот факт, что его планируется задействовать именно сейчас, подчеркивает сложность проблемы, с которой сталкивается топливный рынок США», — отметил эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. Кстати, теперь стратегические запасы надо пополнять, а это верный путь к увеличению стоимости энергосырья.
Страны «Индо-Тихоокеанской экономической структуры» вряд ли помогут исправить ситуацию. Поскольку если США решат ослаблять Китай путем провокации на Тайване, то при любом развитии событий все страны региона будут вынуждены развивать военно-промышленный комплекс и, соответственно, тратить на это больше нефти, газа и угля. Военная премия в стоимости нефти резко возрастет.
Уже сейчас США, затягивая конфликт на Украине, вырастили стоимость барреля выше $110 — военный конфликт на Тайване отправит стоимость нефти в космос.
В настоящее время на энергорынке присутствует дефицит, который сильно бьет по азиатским странам. В частности, аномальная жара привела к многочасовым ежедневным отключениям электроэнергии в Пакистане, Мьянме, Шри-Ланке. Спрос на электроэнергию в Индии взлетает выше исторических сезонных максимумов. 16 из 28 штатов страны, в которых проживает более 700 млн человек, борются с отключениями продолжительностью от 2 до 10 часов в день. В Китае напряженная ситуация с электроэнергией прогнозируется на промышленно развитом юге страны, который находится далеко от внутренних горнодобывающих центров.
Напомним, что именно активное потребления энергоносителей КНР летом прошлого года спровоцировало энергокризис в Европе из-за подорожания газа. В этом году ситуация может усугубиться. В частности, Oil Price прогнозирует этой зимой усиление энергетического кризиса и, в первую очередь, невиданный дефицит газа. Особенно сильно будет не хватать сжиженного газа (СПГ), поскольку глобальный спрос на СПГ в 2022 году достигнет, по прогнозам Rystad Energy, 436 млн тонн, а предложение составит лишь 410 млн тонн.
Поэтому, если американские стратеги захотят ослабить КНР, спровоцировав военную агрессию на Тайване или политическое противостояние со странами АТР, потребление энергосырья Пекином не только не уменьшится, а скорее увеличится. И главное, энергокризис перейдет на другой, качественно более серьезный уровень.
Заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов в интервью «НиК» напомнил, что Китай — это крупнейший импортер нефти и газа и крупнейший растущий рынок энергоносителей и сырья: «Если что-то происходит с Китаем, это не может не затронуть мировой энергорынок. Но против КНР невозможно вводить какие-либо санкции, по крайней мере, на том уровне, на котором их вводят против России. Китай — это слишком крупный игрок, на который завязаны практически все мировые экономики», — пояснил эксперт.
По его мнению, новое соглашение IPEF объединяет страны, которые очень сильно связаны с КНР: «Для создания пояса напряженности вокруг Китая подобные организации могут иметь смысл. Они способны подтолкнуть эти государства следовать антикитайской политике или хотя бы не поддерживать Пекин. Все это требуется, чтобы затормозить экономику Китая, откатить ее на несколько лет назад. Но я не уверен, что реализация данного плана будет успешной», — заметил Фролов.
Эксперт подчеркнул, что КНР — это также крупнейший авторынок на планете, только с этой точки зрения можно прогнозировать, что в этой стране будет расти потребление нефти: «В настоящее время скорость роста этого потребления составляет 0,5 млн б/с за год. То есть за два года Китай обеспечивает минимум 1 млн б/с роста мирового потребления нефти. В КНР этот рост обеспечивается не только за счет автомобилизации населения, но благодаря программе развития депрессивных регионов. По сути, деятели МЭА, если слова Бироля о желании видеть Китай слабым не были вырваны из контекста, открытым текстом свидетельствуют об их стремлении остановить развитие китайских регионов, а еще лучше — отбросить их развитие на десятилетие назад», — рассказал эксперт.
Он уверен, что попытка США опрокинуть Китай, чтобы решить свои энергопроблемы, ни к чему хорошему не приведет: энергопроблемы в Соединенных Штатах просто продолжат накапливаться.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев предположил, что «Индо-Тихоокеанская экономическая структура» создана для психологического давления на КНР: «Осложнение вокруг Тайваня непонятно кого ослабит. Уже сейчас значительная часть населения острова с удовольствием присоединилась бы к Китаю. За тайваньскую самостоятельность выступает в основном старшее поколение, а молодежь смотрит на бурно развивающуюся, богатейшую страну мира Китай и хочет присоединиться к ее экономике. Вряд ли это будет американская победа», — пояснил эксперт. Он отметил, что КНР при любых военных операциях будет потреблять больше энергоресурсов, но он и без них готов потреблять еще большее количество сырья.
«Индо-Тихоокеанская экономическая структура» — это укрепление союза Японии, Австралии, США и попытки вогнать в этот союз Южную Корею. Данный союз должен противостоять Китаю. Это похоже на создание НАТО, причем «разлива» 1947 года»,
— считает Журавлев.
Собственно, западные СМИ полностью подтверждают тезис о переброске точки конфронтации в Юго-Восточную Азию. Агентство CNN именно так прокомментировало восточноазиатское турне президента США Джозефа Байдена. Издание пишет, что Азией Байдену сейчас заниматься куда проще и перспективнее, нежели решать связанные с Россией вопросы в Европе. «По сути, на европейском направлении США достигли предела безопасной и управляемой конфронтации. […] В Восточной Азии же пространства для безопасной эскалации гораздо больше — отчасти из-за гибкости Китая (во всех вопросах, кроме тайваньского), а отчасти из-за того, что уровень американо-китайской конфронтации гораздо ниже», — подчеркивается в материале.
Все это говорит о том, что идея создания нового азиатского НАТО в администрации Байдена рассматривают как весьма перспективную. Решать экономические вопросы самих Штатов, судя по всему, гораздо сложнее. Например, Agence France Presse уже сообщило, что несмотря на высокие цены на бензин американским НПЗ сложно удовлетворить летний спрос. Количество действующих нефтеперерабатывающих заводов в США за последнее десятилетие сократилось на 13% и в настоящее время находится на самом низком уровне за всю современную эпоху.