Posted 3 августа 2018, 08:42
Published 3 августа 2018, 08:42
Modified 16 августа 2022, 21:51
Updated 16 августа 2022, 21:51
Освоение арктических месторождений углеводородного сырья, изменение климата, а также конфликты на Ближнем Востоке подталкивают Россию активнее осваивать Северный морской путь (СМП). Помимо нашей страны, в этой транспортной артерии заинтересовано и большинство стран Юго-Восточной Азии. В настоящее время определяются стратегия развития СМП, а также структуры, которые будут претворять ее в жизнь. Пока неизвестно, каким судам будет разрешено транспортировать углеводороды через акваторию северных морей, омывающих российскую территорию.
Напомним, что в июле 2018 года на заседании правительства России было принято решение разделить сферы ответственности за развитие и эксплуатацию Северного морского пути между госкорпорацией «Росатом» и Минтрансом РФ. Госкорпорация расширила полномочия, теперь она будет заниматься разработкой и созданием всей инфраструктуры СМП, работать с инвесторами.
«При этом мы сохраним принцип «двух ключей», по которому «Росатом» и Минтранс будут согласовывать позиции. Утверждать планы развития инфраструктуры будет министерство, готовить будет государственная корпорация. Разрешение на прохождение судов также будет выдаваться в Минтрансе, но по согласованию с «Росатомом». Эти вопросы достаточно долго обсуждались. Надеюсь, что это в целом поможет осваивать все эти возможности гораздо более успешно», – заявил глава кабинета министров России Дмитрий Медведев.
Помимо этого, в правительстве хотят определиться и с вопросом, кому будет дано право перевозить углеводороды по Северному морскому пути. Не так давно вице-премьер Юрий Борисов в ходе международного Дальневосточного морского салона сообщил, что прорабатывается вопрос о предоставлении судам под российским флагом исключительного права на перевозку и хранение углеводородов в акватории СМП. Он объяснил это тем, что Россия активно развивает строительство гражданского флота, в том числе танкеров.
Согласно прогнозу, грузопоток по СМП к 2035 году составит 155,5 млн тонн, основными видами грузов для перевозки являются СПГ, уголь, нефть, металл.
Об этом сообщил исполняющий обязанности вице-президента по гражданскому судостроению «Объединенной судостроительной корпорации» Игорь Шакало. Нарастающая популярность этого маршрута объясняется прежде всего тем, что протяженность СМП составляет 5600 км и это на 39% короче традиционного транспортного маршрута из Европы в Азию через Суэцкий канал. В частности, ямальские танкеры с СПГ, прибывшие в Китай в июле, дошли до порта назначения за 19 дней вместо прежних 35 дней, когда маршрут пролегал через Суэцкий канал и Малакский пролив. Примечательно, что им удалось это сделать без ледоколов.
Пока Минтранс и «Росатом» делят сферы ответственности за СМП, нефтегазовые компании давно стараются добиться независимости от «Росатомфлота» в вопросе проведения своих судов через арктические воды.
В частности, строительством собственных ледоколов занимается «Газпром нефть», задумывается об этом и НОВАТЭК. Кроме того, стало известно, что судостроительный комплекс на базе дальневосточного завода «Звезда», который реализует консорциум «Роснефтегаза», «Роснефти» и «Газпромбанка», получит контракт на строительство атомного ледокола «Лидер» стоимостью около 70 млрд руб. Ледокол мощностью 120 МВт и полным водоизмещением более 71 тыс. тонн должен стать единственным судном этого класса и может обеспечить круглогодичную проводку судов по Северному морскому пути, необходимую для развития арктических проектов.
Заметим, что судостроительный комплекс «Звезда» уже имеет заказы на строительство 118 кораблей и судов.
«У «Звезды» сейчас 118 контрактов – 118 потенциальных кораблей, которые будут строиться. В основном это большого класса крупномодульные газовозы, суда снабжения до 100 тыс. тонн», – сообщил Борисов. Он отметил, что «Звезда» является также и единственным в России крупным судоремонтным предприятием на Тихом океане, где проходят ремонт и сервисное обслуживание корабли Тихоокеанского флота.
Отраслевые эксперты отмечают, что правительство действительно озабочено загрузкой российских верфей. Что же касается взаимоотношений нефтегазовых компаний с «Росатомом», то, по их мнению, все будет зависеть от того, какая будет позиция у владельцев атомных ледоколов и сколько будет стоить проводка судов.
Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев рассказал, что на данный момент судоверфь «Звезда» обладает самой мощной и современной производственной базой.
«Весь персонал «Звезды» проходит стажировки на лучших в мире южнокорейских верфях. Потенциал предприятия огромный, там строится город для сотрудников на 20 тыс. жителей. Создан металлургический комбинат и железнодорожные линии для перевозки гигантских деталей конструкций, поэтому на «Звезде» можно собирать и атомные ледоколы, и буровые платформы. В этом плане это наиболее перспективная верфь в России. Я не знаю, что будет запланировано в Росляково (поселок в Мурманской области, где также запланировано создание промышленного судостроительного кластера – «НиК»), будет ли там тот же масштаб», – рассказал эксперт в интервью «НиК».
Он также пояснил, что не знает, кому будет принадлежать атомный ледокол «Лидер», строительство которого запланировано на «Звезде», но попытки нефтегазовых компаний обзавестись собственными ледоколами объяснимы.
«Когда ЛУКОЙЛ запустил нефтеналивной терминал в порту Варандей, при попытке использовать для проводки судов атомный ледокольный флот компании были выставлены такие условия, что они отказались ими пользоваться. Тогда «Роснефть» сама занялась проводкой судов, взяв в лизинг канадский ледокол. Это оказалось намного выгоднее. В тот момент «Росатом» пытался переложить на нефтяников все затраты по восстановлению и развитию СМП. Тогда не было вообще военных заказов. Сейчас военных заказов много, поэтому затраты распределяются на нескольких пользователей»,
– заметил Танкаев.
Он считает, что Северный морской путь невозможно делить по ведомствам, из этого ничего не получится.
«Развитие Северного морского пути – задача выше по своему рейтингу, потому что она межгосударственная. Без привлечения других стран она реализоваться не может», – указал эксперт.
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов в интервью «НиК» отметил, что правительство действительно старается создать условия для загрузки российских верфей.
«Какие-то заказы у российских верфей уже есть, но они еще не все могут делать. Однако НОВАТЭК – влиятельная компания, и ей не нравится предложение по предоставлению судам под российским флагом исключительного права на перевозку и хранение углеводородов в акватории СМП. Обычно то, что не нравится этой компании, не проходит. Возможно, будет найден какой-то компромисс, ведь флаг не означает, что судно обязательно должно быть сделано в России», – считает эксперт.
Он уверен, что так или иначе правительство будет стимулировать судостроение в России.
«Главный мировой строитель судов – Южная Корея. Для «Ямала СПГ» именно эта страна строила танкер, сейчас они достраивают второе судно. Поэтому, скорее всего, будут искать какие-то варианты сотрудничества, создавать совместные проекты», – рассказал Правосудов.
Екатерина Вадимова