Posted 28 декабря 2017,, 07:00

Published 28 декабря 2017,, 07:00

Modified 16 августа 2022,, 21:47

Updated 16 августа 2022,, 21:47

Бункеровка СПГ: трудный старт и первые проекты

28 декабря 2017, 07:00
В мире только 117 судов используют сжиженный природный газ в виде топлива, примерно две трети из них задействованы в Европе.

По мнению экспертов DNV GL, развитие рынка бункеровки, то есть заправки морских и речных судов сжиженным природным газом, столкнулось с серьезными трудностями. Классификационное общество изменило свой прогноз 2012 года, в котором предполагалось, что к 2020 году количество судов, использующих СПГ в качестве топлива, достигнет 1000. Эта цифра была пересмотрена в сторону серьезного снижения – до 400-600. Одной из главных причин такого развития ситуации, по мнению DNV GL, стало медленное создание бункеровочной инфраструктуры.

В 2011 году вступило в силу решение International Maritime Organization (IMO) о запрете использования и транспортировки тяжелого жидкого топлива в водах Антарктики. К 2020 году Евросоюз планирует создать систему бункеровки СПГ как в морских портах, так и на внутренних водных путях. Сейчас активное создание мощностей для бункеровки сжиженным природным газом идет в крупнейших мировых портах Роттердама и Сингапура. Китай стал лидером по применению СПГ в качестве топлива на речном транспорте. Однако именно в последние годы индустрия морского транспорта столкнулась с серьезным кризисом сокращения объемов грузоперевозок.

Несмотря на жесткие ограничения экологического законодательства в отношении выбросов, судовладельцы предпочитают использовать на уже существующих судах экологичные сорта традиционных топлив, чем строить новый флот, ходящий на СПГ.

IMO подтвердила, что в 2020 году вводятся ограничения выбросов серы на морском транспорте в глобальном масштабе. Однако на фоне кризиса судовладельцам очень сложно оценить выгоды перехода на новый вид топлива.

Сегодня, по данным DNV GL, в мире только 117 судов используют сжиженный природный газ в виде топлива, примерно две трети из них задействованы в Европе. Есть информация о заказах на строительство еще 111 таких судов. 114 модернизированных судов могут использовать СПГ в качестве альтернативного топлива.

Надеждам экспертов на рост рынка в дальнейшем способствуют многочисленные проекты по созданию бункеровочной инфраструктуры. Согласно последним данным DNV GL, в мире насчитывается 60 точек, где суда могут быть заправлены СПГ, включая Сингапур, Ближний Восток, Карибский бассейн и Европу. Приняты решения о создании 28 таких объектов, еще 36 находятся на стадии обсуждения. Из десяти крупнейших портов мира девять либо уже предоставляют услуги по бункеровке СПГ, либо смогут ее обеспечить к 2020 году.

DNV GL

Образованная в результате слияния Det Norske Veritas и Germanischer Lloyd в 2013 году DNV GL со штаб-квартирой в Осло – международная сертификационная и классификационная компания. Она специализируется на оценке, консалтинге и менеджменте рисков. DNV GL выявляет и анализирует главные тренды развития нефтегазовой и морской индустрии, а также издает специальные регламенты, обеспечивающие безопасность реализации промышленных проектов в акваториях северных морей и других регионах с тяжелыми климатическими условиями, в том числе в Арктике.

Инфраструктура для СПГ-бункеровки

2017-й стал годом настоящего прорыва для бункеровочного рынка СПГ. Еще в начале года лишь одно судно – переоборудованный паром Seagas могло предоставить подобные услуги. В 2018 году в мире будут работать уже по меньшей мере шесть судов-бункеровщиков. Total, Shell, Gas Natural Fenosa, ENN и Statoil объявили о планах создания новых судов для бункеровки. В ближайшем будущем такие проекты будут реализованы в Северной Европе, Мексиканском заливе (США), Сингапуре, Средиземном море и на Ближнем Востоке. Хорошие перспективы у СПГ в качестве топлива в Китае, Южной Корее и Японии: в этих странах на государственном уровне реализуются национальные стратегии по сокращению вредных выбросов.

Осенью концерн Shell установил в круизном терминале Роттердама Gate Terminal свое первое бункеровочное судно LNG Cardissa, рассчитанное на 6,5 тыс. м3 СПГ и предназначенное для заправки судов, приходящих в Нидерланды из портов Северо-Западной Европы. Строительство бункеровщика было профинансировано при поддержке Европейского союза и выполнено на южнокорейской верфи компании STX Offshore. По словам исполнительного вице-президента Shell Energy Стива Хила, СПГ в качестве топлива для морского транспорта сыграет важную роль в будущем энергетическом балансе. Компания собирается получать прибыль на всей цепочке создания стоимости в сегменте сжиженного природного газа.

Shell реализует или планирует еще несколько подобных проектов в бункеровочном бизнесе СПГ. Так, в соответствии с подписанным концерном в августе 2017 года контрактом на долгосрочный фрахт с компаниями Victrol NV и CFT еще одно неназванное судно на 3 тыс. м3 газа, согласно планам Shell, станет новым СПГ-бункеровщиком в порту Роттердама (так же, как и Cardissa), но будет предназначено для бункеровки во внутренних водах Нидерландов. Среди будущих потребителей СПГ Shell в порту Роттердама – владельцы контейнеровозов, круизер Carnival, владелец земснарядов Van der Kamp, а также оператор танкерного флота российский «Совкомфлот».

Другой проект концерна предполагает модификацию судна Coral Methane, построенного в 2009 году и предназначенного для перевозки 7551 м3 сжиженного газа вдоль побережья Норвегии, в бункеровщик СПГ.

Shell также подписал долгосрочное соглашение об аренде бункеровочной баржи на 4 тыс. м3 для заправки СПГ на восточном побережье Соединенных Штатов. Одной из возможностей этого проекта рассматривается рост спроса на бункеровку газом со стороны круизных линий. В частности, Shell Trading (US) Company заключила контракт с недавно созданной компанией Q-LNG Transport, LLC на долгосрочный фрахт ходящей под флагом США бункеровочной СПГ-баржи на 4 тыс. м3, способной заправлять СПГ круизные суда на юге восточного побережья Соединенных Штатов. В свою очередь, Q-LNG подписала контракт с VT Halter Marine, Inc. на строительство баржи. В проекте также принимает участие Wärtsilä, которая поставит широкий спектр оборудования. Кроме того, базирующаяся в Новом Орлеане Harvey Gulf International Marine построила и зафрахтовала первые суда, ходящие на СПГ, для поддержки операций Shell по добыче углеводородов в Мексиканском заливе США.

У Shell есть и другие проекты по развитию морской бункеровки сжиженным природным газом, в том числе совместное предприятие с Keppel Marine в Сингапуре, а также подписанное рамочное соглашение с Qatar Petroleum для развития бункеровочной инфраструктуры в стратегических портах Европы, на Ближнем Востоке и в Азии. Компания также планирует поставлять СПГ для первых в мире танкеров для перевозки нефти Aframax, работающих на сжиженном природном газе: соответствующие договоренности концерн подписал в этом году с российским «Совкомфлотом».

В апреле этого года Shell Western LNG B.V. и группа компаний «Совкомфлот» заключили соглашение о поставках с июня 2018 года газомоторного топлива на новые танкеры главного российского перевозчика нефти.

«Зеленые» «Афрамаксы» дедвейтом 114 тыс. тонн будут заняты перевозкой нефти и нефтепродуктов на Балтике и в других акваториях Северной Европы. Бункеровка СПГ будет выполняться Shell в Роттердаме у терминала Gate со специализированного бункеровщика. Концерн также обеспечит заправку СПГ на других пунктах заправки судов в акватории Балтийского моря.

Shell – не единственная компания, инвестирующая в морскую СПГ-бункеровку. В феврале 2017 года Gas4Sea (принадлежит Engie, NYK Line и Mitsubishi) и Fluxys получили первый в мире построенный с нуля на верфи Hanjin Heavy Industries & Construction (HHIC) бункеровщик сжиженным природным газом Engie Zeebrugge (рассчитан на 5 тыс. м3 СПГ). 14 июня 2017 года с него была произведена заправка сжиженным природным газом в бельгийском порту Зебрюгге сразу двух принадлежащих компании UECC сухогрузов, предназначенных для перевозки автомашин,Auto Eco и Auto Energy. Теперь эти операции проводятся каждую неделю.

Второе судно – Coralius на 5,8 тыс. м3 – первый бункеровщик, построенный в Европе на верфи Royal Bodewes в Нидерландах. Он зафрахтован Skangas и выполняет поставки СПГ в Балтийском и Северном морях. Cardissa стала третьим построенным с нуля бункеровщиком, а четвертый проект реализуется в США, где бункеровочная СПГ-баржа Clean Jacksonville, построенная на Conrad Shipyards, будет установлена на терминале JAX LNG в Джексонвилле, Флорида, и будет снабжать СПГ двухтопливные контейнеровозы TOTE Maritime.

Самым первым судном, выполняющим с 2014 года бункеровку сжиженным природным газом в порту Стокгольма, стал переоборудованный паром Seagas. Это еще одно направление в развитии бункеровки СПГ, помимо строительства бункеровщиков с нуля. В начале этого года Seagas уже выполнил тысячную операцию. Главным клиентом переоборудованного судна стал паром Viking Grace.

Топливная перспектива

Спрос на сжиженный газ растет как со стороны Китая с его переориентацией на экологически чистую энергетику, так и со стороны новых потребителей, например Пакистана. Но страны АТР (Япония, Южная Корея и КНР), согласно прогнозам, останутся крупнейшими потребителями в ближайшие десятилетия. Именно на эти страны ориентирован «Газпром», выстраивающий стратегию выхода на рынки бункеровки СПГ.

Осенью 2017 года «Газпром» и японская Mitsui подписали соглашение о развитии проектов мало- и среднетоннажного сжиженного природного газа. Компании планируют реализацию на территории Японии совместных проектов по производству, транспортировке и маркетингу СПГ. Кроме того, предполагается участие «Газпрома» в бункеровочных проектах СПГ в Японском море.

Компании являются партнерами в проекте «Сахалин-2», в рамках которого работает завод по производству СПГ. Mitsui принадлежит 12,5% в операторе проекта Sakhalin Energy. В сентябре 2016 года «Газпром» и Mitsui подписали меморандум о взаимопонимании по СПГ-бункеровке, а в декабре 2016 года – соглашение о стратегическом сотрудничестве, включая договоренности о расширении проекта «Сахалин-2» и СПГ-бункеровке морского транспорта в Японском море.

Mitsui занимается как проектами в upstream, так и куплей-продажей, распределением и переработкой всех видов энергетической продукции в Японии и за рубежом. На Японию приходится большая часть поставок российского СПГ – 67% экспорта в 2016 году.

По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, диверсификация экспортных маршрутов включает наращивание присутствия компании на рынке сжиженного природного газа. По итогам 2016 года «Газпром» увеличил продажи СПГ почти до 5 млрд м3. Восточное направление лидирует по объемам поставок, среди основных направлений продаж «Газпрома» – Япония, Индия, Тайвань и Южная Корея. Кроме того, «Газпром» решил возобновить работу над проектом «Владивосток СПГ», который теперь будет ориентирован на среднетоннажное производство сжиженного газа для промышленных потребителей, газотранспортные проекты и бункеровку.

«Совкомфлот» считает, что использование СПГ в качестве топлива повышает экономическую эффективность эксплуатации флота. Внедрение СПГ-топлива в сегменте крупнотоннажных перевозок в районах высокой интенсивности судоходства обусловлено эффективностью применяемых решений. Выступая в Москве в рамках «Транспортной недели 2017» в декабре 2017 года, генеральный директор «Совкомфлота» Сергей Франк рассказал, что компания приняла принципиальное решение перейти к использованию СПГ в качестве судового топлива.

«Морем перевозится более 80% всех грузов мировой торговли и около 60% внешнеторговых грузов РФ. По показателю вредных выбросов в атмосферу на единицу груза, перевезенного на единицу расстояния, морской транспорт является самым экологически чистым из всех видов транспорта.

Год от года мировые стандарты в области экологии для морского транспорта повышаются, и это соответствует мировым тенденциям и общественным ожиданиям по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду. Рост интенсивности глобального судоходства ставит вопрос о необходимости диверсификации видов топлива для отрасли и требует от судоходных компаний выверенной стратегии соответствия применительно к району плавания. Одним из наиболее перспективных способов дальнейшего снижения вредных выбросов в атмосферу является использование СПГ в качестве судового топлива», – отметил Франк.

Стремясь опережать требования международных морских конвенций, в 2017 году на базе обширного эксплуатационного опыта «Совкомфлот», как крупнейший в мире оператор танкеров «Афрамакс», в партнерстве с нефтегазовыми и судостроительными компаниями инициировал перевод целого сегмента танкерного рынка на более эффективную «зеленую» технологию – танкеры «Афрамакс» на газомоторном топливе. По словам Франка, использование СПГ в качестве основного топлива позволяет снизить вредное воздействие на экологию, сократив выбросы оксидов серы в атмосферу на 100%, а оксидов азота – на 80% и повысив экономическую эффективность эксплуатации флота.

Проект реализуется «Совкомфлотом» совместно с «Роснефтью» и Shell. Компания планирует начать эксплуатацию «зеленого» танкера Aframax на СПГ с середины 2018 года. Судно предполагается использовать для коммерческих перевозок в Балтийском и Северном морях. Первые «зеленые» «Афрамаксы» заказаны в Южной Корее, а с 2020 года строительство танкеров на СПГ планируется начать на судостроительном комплексе «Звезда» на российском Дальнем Востоке.

Крупнейший российский перевозчик станет оператором нескольких «зеленых» «Афрамаксов», построенных на «Звезде». СКФ уже осуществляет технический менеджмент трех принадлежащих «Роснефти» танкеров ледового класса («РН Архангельск», «РН Мурманск», «РН Приводино» дедвейтом 30 тыс. тонн каждый), задействованных в перевозках нефти и нефтепродуктов в Балтийском море и акваториях арктических морей.

В начале осени 2017 года «Совкомфлот», «Роснефть», ССК «Звезда» и «Государственная транспортная лизинговая компания» подписали пакет соглашений о строительстве на российской верфи на Дальнем Востоке пяти нефтеналивных танкеров, ходящих на сжиженном природном газе, и их последующей эксплуатации. Суда дедвейтом 114 тыс. тонн с ледовым классом 1А/1В планируется ввести в эксплуатацию в 2021 году.

«Афрамаксы» для «Роснефти»

В проекте создания танкеров для «Роснефти» принимает участие южнокорейская компания Hyundai Heavy Industries, мировой лидер по строительству современной морской техники и партнер ССК «Звезда». В частности, дочерняя Hyundai Samho Heavy Industries Co. Ltd. (HSHI) окажет техническую поддержку в проектировании и строительстве судов класса «Афрамакс», в том числе на газомоторном топливе, на судоверфи «Звезда».

Весной 2017 года в Приморском крае РФ ССК «Звезда» и HSHI создали совместное предприятие в области инжиниринга и управления проектами «Звезда-Хендэ». Соглашение предусматривает техническую поддержку совместного предприятия для проектирования и строительства «Афрамаксов», в том числе использующих газомоторное топливо. HSHI будет осуществлять контроль соответствия рабочей конструкторской документации базовому проекту судна, который передается в капитал совместного предприятия. Не так давно «Звезда-Хендэ» заключила договор с российским конструкторским бюро «Лазурит» на разработку проектной документации для строительства танкеров «Афрамакс».

Особые перспективы связаны с использованием газомоторного топлива в Арктике. «Совкомфлот» владеет газовозом «Кристоф де Маржери», задействованным при перевозке сжиженного природного газа НОВАТЭКа в рамках проекта «Ямал СПГ». Первый российский арктический проект по производству сжиженного природного газа, стартовавший в декабре 2017 года, возможно, станет источником поставок СПГ и для бункеровочных операций. Недавно анонсировано строительство четвертой линии в рамках «Ямала СПГ», что поддержит переход арктического региона на чистое топливо.

Говоря о безопасности мореплавания в Арктике, регионе с особо уязвимой экосистемой, Сергей Франк назвал ряд мер, требуемых для дальнейшего освоения природных ресурсов региона. Среди них – недопустимость эксплуатации в высоких широтах «субстандартных» судов, не отвечающих требованиям безопасности мореплавания, полномасштабное развитие навигационно-гидрографического обеспечения судоходства, развитие ледокольного флота, применение передовых инженерных и технологических решений при транспортировке углеводородов, совершенствование морского образования и профессиональной подготовки экипажей. Генеральный директор «Совкомфлота» особо отметил необходимость стимулирующих мер, необходимых для дальнейшего перевода крупнотоннажного флота на газомоторное топливо, со стороны властей и регуляторов.

Проекты перевода арктического морского транспорта на использование СПГ в качестве топлива активно поддержаны экологами. Всемирный фонд дикой природы (WWF) подготовил и выпустил в 2017 году доклад, посвященный этой теме.

По мнению экологов, 5% сжиженного природного газа проекта «Ямал СПГ» будет достаточно, чтобы перевести на чистое топливо флот в акваториях арктических морей России, что предотвратит угрозу разливов нефтепродуктов.

По мнению экспертов, Северный морской путь мог бы стать первым глобальным маршрутом, где работают в основном суда на газе. По мнению WWF, применение СПГ – один из наиболее эффективных способов решения вопроса с ограничениями по содержанию в выбросах окислов серы и азота, а также сажи.

Эксперт WWF Александр Климентьев, один из авторов доклада, прокомментировал «НиК» развитие проектов бункеровки сжиженным природным газом: «Ожидается, что бункеровка СПГ будет одним из самых быстрорастущих сегментов рынка. Уже к 2030 году ее доля может вырасти до 8% мирового спроса на сжиженный природный газ, каждая четвертая тонна прироста спроса будет предназначена для бункеровки. Россия не остается в стороне от этого процесса. Действует Псковский завод СПГ, продукция которого идет на бункеровку паромов в Балтийском море. Строятся и планируются к строительству еще четыре завода, которые, как ранее сообщалось, ориентированы именно на бункеровку: Высоцк, Владивосток, «Ямал СПГ» (четвертая очередь) и СПГ-Горская. На базе научно-исследовательского судна «Профессор Павловский» по заказу Минпромторга отрабатывается технология перевода судов на использование СПГ. ОСК, «Онежская верфь», «Костромская верфь» разрабатывают проекты судов-бункеровщиков.

Для России наиболее перспективным регионом для бункеровки является Арктика. Именно для этой зоны идут крупные заказы на новые суда. МПР в лице министра Сергея Донского активно поддерживает «гриншипинг» в Арктической зоне. Балтийское море в связи с развитием зоны SECA получает развитую инфраструктуру для бункеровки СПГ, но, с моей точки зрения, активного перевода на сжиженный природный газ флота под российским флагом не стоит ожидать в ближайшее время».

"