В РЖД обсуждают возможности повышения доходов страны от экспорта российских углеводородов

В РЖД обсуждают возможности повышения доходов страны от экспорта российских углеводородов
Новость

18 августа 2005, 10:21
В ОАО "РЖД" состоялось совещание, на котором были обсуждены возможности компании по повышению эффективности нефтяного экспорта России на европейском и азиатских рынках. Как сообщает пресс-служба РЖД, в ходе совещания специалистами компании было проработано несколько сценариев увеличения поставок на мировые рынки "легкой" западно - сибирской нефти, цена на которую существенно превосходит цену на нефть марки Urals.

В ОАО "РЖД" состоялось совещание, на котором были обсуждены возможности компании по повышению эффективности нефтяного экспорта России на европейском и азиатских рынках. Как сообщает пресс-служба РЖД, в ходе совещания специалистами компании было проработано несколько сценариев увеличения поставок на мировые рынки "легкой" западно - сибирской нефти, цена на которую существенно превосходит цену на нефть марки Urals.

По мнению маркетологов РЖД, у российских экспортеров нефти при реализации интермодальной схемы доставки западносибирской нефти на европейский рынок (железнодорожный или речной транспорт – российский морской порт – танкер – зарубежный морской порт) возникают дополнительные расходы по сравнению с транспортировкой посредством нефтепровода. Однако, данные дополнительные расходы российских экспортеров могут быть меньше их дополнительных доходов от продажи нефти более высокого качества, нежели Urals. Средняя разница в ценах на нефть марки Urals и марки Siberian Light, составляет $30 - 40 за тонну. Экспорт по таким "индивидуальным" схемам каждых 5 млн тонн "легкой" нефти в целом российским предприятиям и российскому бюджету могут дать дополнительный доход в $150 – 200 млн в год.

Кроме того, интермодальные "сквозные" схемы транспортировки нефти на экспорт могут применяться при разработке новых западно - и восточно- сибирских нефтяных месторождений. При этом важным фактором повышения инвестиционной привлекательности такого рода проектов является дифференцированная ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которая может стимулировать увеличение нефтяного экспортного потенциала России в условиях благоприятной мировой конъюнктуры цен. Особенно актуально это при освоении новых месторождений Восточной Сибири, схемы вывоза добываемой нефти с которых должны ориентироваться на конкретные рынки на основе долгосрочных контрактов с гарантированными объемами транспортировки и гибкими транспортными тарифами. При этом, как пришли к выводу специалисты РЖД, при повышении загрузки Транссиба и БАМа стоимость железнодорожных перевозок углеводородов может существенно снижаться.

Одновременно, специалистами РЖД отмечено, что в целом стратегия максимизации нефтяных доходов России должна быть связана с развитием переработки нефти на отечественных НПЗ и дальнейшим экспортом уже готовых нефтепродуктов. Постепенное наращивание объемов переработки "тяжелой" нефти в России поможет не только улучшить качественный состав российской нефти, экспортируемой по нефтепроводу, но и повысить загрузку отечественных перерабатывающих мощностей, увеличить количество рабочих мест и дать мощный импульс модернизации нефтехимической промышленности России и в конечном итоге привести к увеличению ВВП России. Совершенно очевидно, что данная стратегия должна быть поддержана мерами налогового стимулирования и тарифной политикой государства. При этом критерием государственных преференций должна стать глубина и качество переработки нефти на отечественных НПЗ.

Отдельной темой обсуждения на совещании стали существующие и перспективные пропускные и провозные возможности железнодорожного транспорта с точки зрения оптимизации нефтяного экспорта страны. Как было отмечено, более 30 000 свободных железнодорожных цистерн, принадлежащие РЖД и независимым железнодорожным операторам, способны одновременно перевезти до 2 млн тонн нефти или нефтепродуктов, что в течение года дает возможность перевозить до 60 млн тонн российской нефти, или до четверти ее экспортного потенциала. При этом узким местом была признана портовая инфраструктура и подходы к российским портам балтийского и черноморского бассейнов. В то же время существенный нефтяной поток (до 30 млн тонн) могут быть пропущены через дальневосточные порты, порты соседних государств, а также через сухопутные маршруты, ведущие в Европу, в Китай и другие страны АТР.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter