Posted 25 апреля, 11:16
Published 25 апреля, 11:16
Modified 25 апреля, 11:18
Updated 25 апреля, 11:18
Президент Джо Байден на минувшей неделе принял два решения, направленных на сокращение добычи нефти и газа. И оба они связаны с политическими выборами. Во-первых, возобновлены нефтяные санкции в отношении Венесуэлы. Во-вторых, заблокировано выделение новых участков для поиска ископаемого топлива на Аляске. Эксперты отмечают, что несмотря на лоббирование Байденом климатической повестки и желание привлечь экологически настроенных избирателей в противовес Трампу, в минувшем году США побили рекорд по добыче нефти.
Санкции в отношении нефтяного сектора Венесуэлы действуют уже свыше пяти лет. Они были введены еще Дональдом Трампом за якобы противодействие президентом страны Николасом Мадуро проведению демократических выборов — западные страны не признали итогов выборов.
В результате ограничений добыча нефти в стране упала в несколько раз и на сегодня составляет около 800 тыс. баррелей в сутки. Санкции были введены несмотря даже на то, что исторически американские нефтеперерабатывающие заводы были настроены на переработку тяжелой венесуэльской нефти.
Возможно, это в конечном итоге и привело к так называемым Барбадосским договоренностям в октябре 2023 года, которые предполагали, что США снимает санкции, американская Chevron даже получила разрешение на добычу, но Мадуро должен был сделать все для проведения честных выборов.
Однако лидеру оппозициии Марии Корине Мачадо по решению суда в начале 2024 года было запрещено продолжать участвовать в президентской гонке. Ей была найдена замена в лице Корины Йорис за три дня до крайнего срока подачи заявки, но ее не смогли заявить якобы из-за сбоя на сайте.
В результате США посчитали, что власти Венесуэлы не полностью выполнили свои обязательства и отозвали временное разрешение (генеральная лицензия 44), дав 45-дневный срок на сворачивание операций.
Аналитики Rystad Energy полагают, тем не менее, что этот шаг — не возобновление «максимального давления», а некая «золотая середина».
Мера США, отмечают эксперты, означает, что американским компаниям снова станет запрещено торговать венесуэльской нефтью и заключать новые сделки.
«Несмотря на это, есть ключевые моменты, которые выделяются. Во-первых, Chevron, крупнейшему инвестору в недавний краткосрочный рост Венесуэлы, по-прежнему будет разрешено производить и экспортировать объемы нефти в США в соответствии с Генеральной лицензией 41, которая была выдана в ноябре 2022 года и остается актуальной. Примечательно, что Chevron уже достигла уровня добычи в 170 тыс. баррелей в сутки и планирует достичь 200 тыс. б/с к концу этого года.
Во-вторых, Департамент прямо упоминает, что будет рассматривать запросы компаний на получение специальных лицензий для работы в Венесуэле после периода сворачивания деятельности.
Судьбу отдельных разрешений США, ранее выданных Repsol, Eni и Maurel & Prom, еще предстоит выяснить, но, поскольку США, похоже, вполне открыты для выдачи специальных лицензий, мы можем ожидать некоторых позитивных новостей»,
— считают в Rystad Energy.
Кроме того, официальный представитель США заявил в СМИ, что решение о восстановлении санкций «не следует рассматривать как окончательное решение о том, что мы больше не верим, что Венесуэла может проводить конкурентные и инклюзивные выборы».
В Rystad Energy полагали, что в случае снятия санкций добыча в Венесуэле вырастет до 1,1 млн б/с, новый прогноз — 910 тыс. б/с, а затем добыча постепенно снизится до 890 тыс. б/с. В то же время аналитики верят в потенциал ослабления санкций на фоне приближения пика летнего спроса и выборов президента в самих США.
«Доступность тяжелой нефти из других источников может оказаться проблемой для нефтеперерабатывающей системы США, поскольку ограниченность рынка особенно остра в сегменте тяжелой высокосернистой нефти»,
— отмечают эксперты.
Почти одновременно администрация Байдена запретила выделение новых участков для бурения на 13 млн из 23 млн акров, составляющих Национальный нефтяной запас Аляски. Американские СМИ отметили, что таким образом действующий президент вызвал симпатии защитников климата, поскольку на этих территориях обитают охраняемые виды животных. Аналогичное воздействие имело решение Байдена приостановить выдачу на разрешение новых проектов по сжижению природного газа (СПГ).
Предыдущее решение Байдена в марте 2023 года о разрешении на Аляске проекта Willow компании ConocoPhillips вызвало скандальное осуждение среди молодежи, но остается в силе.
«Эти чудеса природы требуют нашей защиты»,
— заявил Байден, оглашая решение о запрете нового бурения, добавив, что «поскольку климатический кризис подвергает опасности сообщества по всей стране, необходимо сделать больше».
В то же время не всем нравится такое решение — некоторые местные жители полагают, что в результате местное население лишится налогов и рабочих мест.
По оценке старшего консультанта компании «Имплемента» Евгении Поповой, введение запрета на добычу нефти в Арктике вряд ли окажет какое-то ощутимое влияние на топливно-энергетический комплекс США, однако, может иметь последствия для экономики Аляски — вызвать отток инвестиций и нефтегазовых доходов.
«На текущий момент на арктическом шельфе в США сосредоточено более 30 млрд баррелей нефти. Ежегодно добывается около 500 тыс. б/с. Таким образом, выпадение половины арктической нефтяной добычи может привести к потере 1,5-2% в масштабе страны»,
— говорит она.
Запрет также сделает действующего президента уязвимым для нападок со стороны республиканцев, утверждающих, что он не уделяет приоритетное внимание энергетической независимости Америки и повышает цены на бензин.
В Washington Post полагают, что защита Национального нефтяного резерва Аляски столкнется с судебными исками со стороны компаний, занимающихся добычей ископаемого топлива, и ожесточенной оппозицией со стороны законодателей Аляски, которые полагают, что игнорируются интересы местного населения, которое лишают инноваций, ведь природные ресурсы можно разрабатывать и ответственно.
За две недели до ухода с поста президент Дональд Трамп попытался открыть резерв для нефтегазового лизинга, заявив, что это сделает США менее зависимыми от иностранных источников энергии, отмечает Washington Post, а администрация Байдена изменила курс.
Кроме того, Байден недавно повысил на треть (до 16,67%) величину роялти, которые нефтегазовые компании платят за бурение на федеральных землях. Этот налог не менялся с начала века.
Впрочем, при президенте Байдене США добывают больше нефти, чем любая другая страна в истории, отмечает CNN Business, а цены на газ упали на $1,35 за миллион БТЕ ($48,33 за тысячу кубометров) по сравнению с историческим максимумом в июне 2022 года.
Между тем Байден является проводником климатической повестки в отличие от Трампа, призывающего «drill, baby, drill».
Светлана Кристалинская