Posted 11 июля 2002,, 05:58

Published 11 июля 2002,, 05:58

Modified 16 августа 2022,, 21:42

Updated 16 августа 2022,, 21:42

Нефтеналивной порт Приморск работает на полную мощность

11 июля 2002, 05:58
Специализированный морской нефтеналивной порт Приморск перевалил в 2002 г. более 6,1 млн т нефти. По словам генерального директора дочернего предприятия "Транснефти" "Балтнефтепроводы" Виктора Александрова, после ввода в действие порта Приморск отмечено снижение объемов нефти, направляемых российскими экспортерами по трубопроводам компании на Вентспилс.

Специализированный морской нефтеналивной порт Приморск перевалил в 2002 г. более 6,1 млн т нефти. По словам генерального директора дочернего предприятия "Транснефти" "Балтнефтепроводы" Виктора Александрова, после ввода в действие порта Приморск отмечено снижение объемов нефти, направляемых российскими экспортерами по трубопроводам компании на Вентспилс. Если раньше на латвийский порт перекачивалось 1,5 млн т в месяц, то в последние два месяца - лишь 600 тыс. т.

В 2002 г. специализированный морской нефтеналивной порт Приморск, как и было обещано "Транснефтью", работает практически на полную мощность - около 1 млн т в месяц. Успех Приморска определяется как экономическими, так и административными причинами. "Транснефть" предложила нефтяным компаниям более выгодные тарифы, чем при поставке нефти через терминалы в Вентспилсе и Бутинге. В результате спрос на перевалку через Приморск сегодня превышает предложение, что позволило "Транснефти" уже объявить о начале строительства 2-й очереди БТС. Конкуренты в странах Балтии заявляют, что "приморские" тарифы экономически не обоснованы. Однако для российских нефтяных компаний низкие тарифы являются компенсацией "инвестиционной составляющей" экспортных отчислений, которые они платили "Транснефти" в 1999-2000 гг. специально под строительство БТС.

Что касается снижения экспортных поставок нефти через Вентспилс, то здесь помимо конкуренции есть и другие причины. Вновь обострилось соперничество между "Транснефтью" и ЦДУ ТЭК Минэнерго за право регулирования экспортных потоков нефти. Право составлять графики отгрузки для Новороссийска и Туапсе "Транснефть" получила уже давно, Приморск с самого начала перешел под контроль компании, "Транснефть" открыла представительство в Бутинге, а Вентспилс пока остается в ведении ЦДУ ТЭК.

Между тем, регулирование экспорта является мощным рычагом экономического и политического влияния на Балтике, и "Транснефть" доказывает, что умеет пользоваться этим рычагом. В начале года обмелел поток нефти через Бутинге (за первые 4 месяца года перевалка составила всего 455 тыс. т, сократившись почти на 75% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г.). Тогда по странному стечению обстоятельств резко продвинулись переговоры о приобретении "ЮКОСом" (крупнейший экспортер в Приморске) пакета акций литовского концерна "Мажейкю Нафта", в состав которого входит терминал в Бутинге. Уже в мае объемы перевалки через терминал выросли почти до 700 тыс. т.

С апреля этого года "Транснефть", ссылаясь на "ограниченные возможности" системы трубопроводов, не выполняет график ЦДУ по поставкам на Вентспилс, и это неожиданно совпало с новой волной возмущения нефтяных компаний высокими тарифами "Вентспилс Нафты". Поставки на Вентспилс снизились почти в 2 раза. Вполне вероятно, что как только "Вентспилс Нафта" снизит тарифы, или координация поставок на этом направлении Минэнерго передаст от ЦДУ ТЭК в ведение "Транснефти", "возможности" трубопроводов восстановятся, а объем перевалки через Вентспилс возрастет.

OilCapital.ru

"