Posted 8 сентября 2008,, 06:29

Published 8 сентября 2008,, 06:29

Modified 20 августа 2022,, 21:12

Updated 20 августа 2022,, 21:12

БТС-2 дотянули до Белого дома

8 сентября 2008, 06:29
На рассмотрение правительства внесен проект строительства нефтепровода Время новостей Процесс реализации трубопроводного проекта БТС-2 продвигается вперед, несмотря на попытки Минска убедить Москву отказаться от строительства альтернативы имеющейся "Дружбе". Как известно, на прошлой неделе Белоруссия предложила российской "Транснефти" выкупить акции ключевых госпредприятий по транзиту нефти.
Сюжет
БТС-2

На рассмотрение правительства внесен проект строительства нефтепровода

Процесс реализации трубопроводного проекта БТС-2 продвигается вперед, несмотря на попытки Минска убедить Москву отказаться от строительства альтернативы имеющейся "Дружбе". Как известно, на прошлой неделе Белоруссия предложила российской "Транснефти" выкупить акции ключевых госпредприятий по транзиту нефти.

Замминистра энергетики Станислав Светлицкий сообщил в конце минувшей недели, что его ведомство внесло на рассмотрение правительства проект о начале строительства БТС-2. Формальности по его согласованию должны быть улажены к концу сентября. При этом у экспертов нет сомнений в том, что все разрешения будут получены, ведь главным инициатором строительства нового трубопровода стал возглавляющий сейчас кабинет министров Владимир Путин. Финансировать строительство БТС-2, по словам г-на Светлицкого, будет "Транснефть". Возможность использования средств государственного Инвестфонда, приводит РИА Новости слова чиновника, -- "вопрос глубокий и требующий проработки". Стоимость проекта полтора года назад, когда о нем всерьез зашла речь, оценивалась в 2--2,5 млрд долл. На прошлой неделе вице-президент "Транснефти" Михаил Барков назвал уже более существенную цифру -- 95,14 млрд рублей.

БТС-2 представляет собой ответвление от "Дружбы" на порт Приморск в обход Белоруссии. Идея нивелировать риски российских нефтяных компаний, создав альтернативный "Дружбе" трубопровод, появилась у руководства страны после того, как в самом начале 2007 года президент Белоруссии Александр Лукашенко неожиданно заявил об увеличении транзитных пошлин с 230 долл. за тонну еще на 45 долл. "Транснефть" на предложенные Минском практически в ультимативной форме условия не пошла, поэтому прокачка по "Дружбе" была остановлена. Экстренные переговоры, которые велись первую неделю 2007 года, привели к подписанию межправительственного соглашения, регулирующего переход на рыночные принципы при установлении ставок на транзит и пошлин.

Однако, как показывает опыт, никакое соглашение не может дать полной гарантии того, что российская нефть в любом случае попадет в Европу. По трубопроводу "Дружба" экспортируется около 80 млн тонн в год, и Кремль задумался о способах обезопасить транзит нефти. Согласно проекту строительства БТС-2 мощность трубопровода составит 50 млн тонн нефти в год. Несмотря на обещания нефтяных компаний нарастить добычу вследствие налоговых послаблений с 2009 года, заполнить нефтепровод у них сразу не получится. Поэтому "добирать" тонны придется из "Дружбы".

Белоруссия закупает около 20 млн тонн от прокачиваемой через ее территорию российской нефти. С 1 октября ставка экспортной пошлины, которая согласно прошлогодним договоренностям равна российской, составит 485,8 долл. за тонну. Таким образом, выгода республики от прокачки оценивается примерно в 1,2 млрд долл. С вводом в строй БТС-2, очевидно, бюджет недосчитается как минимум половины от этой суммы. Поэтому белорусское руководство пытается убедить Россию отказаться от строительства альтернативы "Дружбе". На прошлой неделе правительство Белоруссии предложило "Транснефти" принять участие в акционировании двух республиканских унитарных предприятий -- Новополоцкого и "Гомельтранснефть Дружба". Как заявили тогда в российской трубопроводной монополии, никаких обращений к ним не поступало, однако дали понять, что не прочь приобрести контроль над этими предприятиями. Если же "Транснефть" действительно станет их владельцем, то повторение ситуации 2007 года, когда задвижка была перекрыта, будет невозможным. Но, по всей видимости, отказываться от БТС-2 в российском правительстве не собираются.

("ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ", 08.09.2008, Кирилл МЕЛЬНИКОВ)

"