Posted 27 ноября, 12:18

Published 27 ноября, 12:18

Modified 3 декабря, 08:48

Updated 3 декабря, 08:48

Лоскутное одеяло российских налогов

Лоскутное одеяло российских налогов

27 ноября 2024, 12:18
Едва приняв бюджет на 2025–2027 годы, правительство задумало новые налоги для нефтегазовой отрасли. Где-то что-то надбавили, где-то убрали, но больше всего досталось «Транснефти»: ее котировки обвалились на 20% за неделю из-за намерений Минфина повысить налог на прибыль с 25% до 40%.

Аналитики понизили целевую стоимость акций и предупредили о риске доверия инвесторов к компаниям, особенно с участием государства. Нефтяники добились улучшений по нефтепереработке и в расчете цены нефти для налогов, «Роснефть» — по Ванкору, газовикам налоги увеличили, а «Ямал СПГ» — снизили. Также увеличили нагрузку на каспийское месторождение «ЛУКОЙЛа».

Шок и Транснефть

Как это часто бывает, Минфин уже после принятия бюджета, где часто меняются какие-то статьи в Налоговом кодексе, предложил еще ряд изменений. Что касается ТЭК, самым громким стало предложение повысить налог на прибыль для «Транснефти» до 40% в 2025–2029 годах (сейчас ставка составляет 20%, но с 2025 года должна повыситься для всех компаний до 25%). Это вызвало снижение акций компании, которая совсем недавно реализовала меры по повышению ликвидности акций и привлечения большего числа инвесторов, осуществив сплит акций в пропорции 1:100 — акции упали на 10%. Государство в лице Росимущества владеет всеми обыкновенными акциями «Транснефти», привилегированные акции торгуются на рынке.

Данное предложение стало «шоком» для участников рынка, заявила Ассоциация инвесторов «АВО», представляющая интересы частных инвесторов. По ее мнению, если государству нужно увеличить поступления в бюджет, то лучше осуществить это через выплату дивидендов: сейчас «Транснефть» платит 50% прибыли МСФО, хотя минимальный размер, прописанный в дивидендной политике, — 25%.

«Принимая во внимание анонсированный „Транснефтью“ переход на выплаты дважды в год, частные инвесторы ожидали, что прибыль между акционерами будет распределяться именно путем дивидендов»,

— подчеркнули в АВО.

В организации заявили, что повышение налога на прибыль до 40% расценивается инвесторами как механизм, с помощью которого контролирующий акционер будет изымать прибыль из компании в обход миноритарных акционеров, и это подаст пример недобросовестным мажоритариям, практикующим ненадлежащие практики перераспределения прибыли (например, под видом финансовой помощи контролирующему акционеру).

«Более того, государство такими действиями фактически легитимизирует для контролирующих акционеров частных компаний подобные недобросовестные практики. Вряд ли авторы данной инициативы учли все возможные последствия такого решения»,

 — говорится в заявлении.

Пренебрежение интересами инвесторов будет способствовать падению стандартов корпоративного управления, снижению инвестиционной привлекательности компаний с госучастием и деградации российского фондового рынка, считает ассоциация, отмечая, что подобные практики приведут к вымыванию с рынка долгосрочных инвесторов и преобладанию спекулятивных, «и это с учетом того, что сейчас на рынке фактически остались лишь российские инвесторы», предупредили в АВО.

Аналитики подсчитали, что прибыль «Транснефти», а соответственно, ее дивиденды, упадет на 20-25%, инвестиционная привлекательность снизится, и понизили целевые котировки акций. Впрочем, многие сохранили рекомендацию «покупать».

Но поскольку первая информация появилась в СМИ, была надежда на то, что от этого шага откажутся. Но уже через несколько дней комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрил эти поправки, и акции «Транснефти» спикировали еще дальше. В целом за неделю они потеряли около 20%.

Обосновывая предложения Минфина замминистра Алексей Сазанов заявил, что «Транснефть» является монополистом.

«Если это регулируемый вид деятельности, и это, по большому счету, монополия на рынке, соответственно, в отношении такого вида деятельности предусматривается повышенная ставка налога на прибыль организаций»,

— сказал Сазанов.

Впрочем, он заверил, что такие планы не касаются других монополистов: у «Газпрома» есть НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), а у РЖД — нет особой прибыли.

Правительство рассчитывает получать от «Транснефти» дополнительно 20-40 млрд рублей в год в зависимости от размера прибыли, то есть, за 5 лет речь может идти о 100-200 млрд руб.

Выручка, а значит, и прибыль «Транснефти» формируется в основном от объемов транспортировки нефти и нефтепродуктов, но Россия является частью сокращений добычи нефти альянса стран ОПЕК+. В сентябре вице-президент «Транснефти» Владимир Каланда заявлял, что объемы прокачки «Транснефти» в нынешнем году будут затронуты этими ограничениями, но компания рассчитывает остаться в прежних объемах.

«Те решения, которые принимались в рамках ОПЕК+, они, естественно, не могу сказать, что существенно, но повлияют на те объемы экспортируемой нефти. Хотя, я думаю, мы останемся в тех же объемах, которые были в предыдущие годы, а может быть, по отдельным нефтепродуктам даже и нарастим наши объемы»,

— говорил он.

Какой уровень добычи нефти в России будет в следующем году, рано говорить до итогов встречи министров стран ОПЕК+, которая намечена на 1 декабря.

Не стоит забывать и об уровнях транзита. Например, на следующий год Казахстан рассчитывает удвоить объемы прокачки в Германию через территорию России до 2,5 млн т. Правда, если это случится, снизятся объемы российского экспорта в соседние страны, но тут суть в тарифах.

Тарифы «Транснефти» на следующий год предлагается повысить на 5,8%. Согласно утвержденной политике, тарифы компании до 2030 года включительно увеличиваются по принципу «инфляция минус 0,1%».

«Есть вероятность, что правительство не одобрит повышение налоговой ставки. Однако, по нашему опыту, если разговор зашел так далеко, то решение, по сути, уже принято, а документы лишь его формализуют»,

— считают в «БКС Инвестиции».

«Специальное повышение налоговой ставки „Транснефти“ до 40% шокировало рынок, поскольку регулирование стало менее прозрачным, чем раньше. Компания с низким уровнем риска столкнулась с суровой реальностью естественной монополии. Новая налоговая среда еще не утверждена в окончательной инстанции, но шансы на отмену закона ничтожно малы»,

 — отмечают в «Ренессанс Капитале».

По оценке «Ренессанс Капитала», эффективная налоговая ставка составит около 38%, поскольку закон не должен влиять на налоговую ставку НМТП («Новороссийский морской торговый порт»), дочерней компании «Транснефти».

«По нашему мнению, решение правительства может подорвать доверие инвесторов, особенно в компаниях с государством в качестве крупного акционера»,

— также считают аналитики, полагая, что такого же эффекта Минфин мог бы добиться, если бы коэффициент выплат дивидендов «Транснефти» был увеличен с 50% до 65%, и это был бы «рыночный» подход.

Аналитики считают, что повышение налога на прибыль «Транснефти» может создать еще один негативный прецедент на российском рынке, а также повысить неопределенность относительно других публичных компаний.

«Это окажет отрицательное воздействие на развитие рынка и может затруднить выполнение плана президента РФ по удвоению капитализации фондового рынка к ВВП к 2030 году»,

 — подчеркивают они.

Впрочем, государство уже так поступало, повышая НДПИ для «Газпрома» и оставляя миноритарных инвесторов без дивидендов.

Расчет цены Urals справедливости ради

Также в законопроект попало изменение расчета котировки российской нефти Urals, используемой для определения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), влияющего на массу других налогов. При рассмотрении бюджета Минфин уже провел изменения в данном отношении, отказавшись от выбора одной из трех котировок. С 2024 года предполагалось, что для расчета НДПИ будет выбираться наибольшая из трех: «цена нефти Brent за минусом определенного правительством дисконта», «котировка Urals FOB + $2 за баррель» и «котировка СПбМТСБ». Котировку Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи в последний момент исключили: Минфин не поверил в ее репрезентативность, хотя она формируется на основе данных, которые биржа собирает с нефтяных компаний. Последние обязаны отчитываться перед СПбМТСБ по закону. Котировка осталась в законодательстве, но только с 2025 года.

Но в пакете бюджетных документов было внесено изменение, по которому из Налогового кодекса исключена первая и третья котировки, осталась лишь «цены Urals FOB + $2 за баррель». Эту цену рассчитывает международное агентство Argus. Но и к ней у нефтяников были претензии.

В законе была прописана цена Urals CIF — стоимость российской нефти в европейских портах (тоже предоставлял Argus). Но с 5 декабря 2022 года российская нефть в Европу практически не поступает из-за введения эмбарго. В страхе потерять бюджетные доходы из-за кардинального изменения законодательства Минфин пошел по простому пути: взял у Argus котировку Urals FOB в трех российских портах — Приморск, Усть-Луга и Новороссийск — и прибавил стоимость транспортировки до тех же европейских портов. Методику транспортировки должна была разработать Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а до этого момента была взята историческая стоимость — около $2 за баррель.

Прошел почти год, а доверия к котировке СПбМТСБ у Минфина так и не появилось.

«Мы по-прежнему не можем убедиться, что они являются репрезентативными. Там участвуют внебиржевые сделки, которые регистрируются в том числе между аффилированными компаниями, это искажает ценовое значение индекса, поэтому он нерепрезентативен на данный момент. Мы пока исключили его»,

— пояснил Сазанов. По его словам, министерство год обсуждало это с биржей.

«Прогресса нет, поэтому дальше держать этот индекс в налоговом кодексе не было смысла на данном этапе»,

— сказал он.

Но и к методике формирования оставшейся в НК котировке у нефтяников остались вопросы. Поставок в европейские порты нет, а привязка налогов — есть. Поэтому Минфин внес новые поправки в НК в связи с тем, что теперь основные рынки для российской нефти — это Китай и Индия.

«Понятно, что это было легкая степень безумия, потому что данная ситуация не отображала реальных цен на российскую нефть — ее считали условно, на несуществующих рынках. Неоднократно и представители отрасли, и представителей Минэнерго обращались к Минфину и Минэкономразвития с предложением привести налоговое законодательство в соответствие с нынешними реалиями. Включение котировки в порту отправления на востоке является шагом разумным и в целом ожидаемым. Главным критерием каждый раз остается собираемая сумма НДПИ»,

— заявил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Для Минфина было главным, чтобы эффект для доходов бюджета был нулевым, и, по словам Сазанова, была найдена «сбалансированная позиция, которая учитывает интересы как нефтяной отрасли, так и Российской Федерации».

«Мы переходим к расчету нефтяной котировки исключительно в российских портах, но учитываем не только западное направление, где скидка на российскую нефть максимальная, но и восточное направление, где скидка гораздо ниже»,

 — сказал он.

Таким образом, теперь новая методика предполагает расчет исходя из трех котировок FOB (Urals Приморск, Urals Новороссийск, ESPO Козьмино), где вес первых двух будет составлять 0,78, а вес третьей — 0,22 в среднеарифметическом трех цен.

По данным «Ренессанс Капитала», из всей продаваемой российской нефти на сорт Urals приходится 55%, на сорт ВСТО (ESPO) — 31%, сахалинская нефть занимает 7% баланса, арктическая — 6% и еще 1% — Siberian Light.

Сдвиги сроков по модернизации НПЗ обошлись без последствий

Несколько лет назад нефтяные компании заключили с Минэнерго соглашения по модернизации НПЗ, а затем инвестиционные соглашения, которые позволяли им возвращать уплаченный акциз на нефтяное сырье, направляемое на переработку на этих заводах, а во втором случае — еще и получать инвестнадбавку к обратному акцизу в 30%. То же самое было введено и для переработчиков нефтехимического сырья — этана и сжиженных углеводородных газов (СУГ), как когда-то для нафты (прямогонного бензина).

Однако санкции, введенные в отношении российской нефтепереработки, привели к задержке в реализации этих соглашений, поскольку пришлось искать новых лицензиаров и поставщиков оборудования. Кроме того, российские НПЗ массово подверглись атакам беспилотников. Задержка по срокам ставила под угрозу действие соглашений и получение обратного акциза, а в случае с инвестсоглашениями — и инвестиционной надбавки к обратному акцизу.

В 2019 году Минэнерго подписало соглашения о модернизации с 11 НПЗ, из этих соглашений в настоящее время действуют 6. При этом для четырех из них критерием выполнения программы является начало производства с 2024 года бензина класса 5 не ниже 10% от переработки нефти. В 2021 году также было заключено 21 соглашение о предоставлении инвестнадбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье до 2031 года для строительства новых мощностей по переработке.

«Роснефть» обращалась с просьбой продлить на два года, до 1 января 2033 года, сроки получения инвестнадбавки и ряд других послаблений.

Минфин и Минэнерго услышали нефтяные компании и новыми поправками дают возможность внести изменения в соглашения и продлить сроки получения обратного акциза и инвестнадбавки. Так, по первому типу соглашений сроки исполнения продлят на три года, по нефтехимическим предприятиям — на год.

В то же время, чтобы сохранились стимулы быстрее завершить модернизацию, в 2026–2027 годах будут действовать понижающие коэффициенты к обратному акцизу для тех, кто не успевает завершить соглашения по модернизации. В 2026 году будет применяться коэффициент 0,66 к обратному акцизу, в 2027 году — 0,33, сообщил замминистра финансов РФ Алексей Сазанов.

Также Минфин удлиняет сроки предоставления инвестиционной надбавки по инвестсоглашениям, но вводит ограничения, что объем инвестиций по ним не может быть меньше полученной инвестнадбавки, чтобы было ее целевое использование.

«Также на 2031–2032 годы продлевается действие инвестнадбавки для тех соглашений, по которым сумма инвестиций превысит 100 млрд руб. Отменяется условие по объему инвестиций в не менее чем 30 млрд руб., начиная с 2025 года, но вводится другое ограничение, что объем инвестиций не может быть менее, чем объем полученной инвестиционной надбавки»,

— пояснили в Минфине.

При этом для заводов, которые сейчас не перерабатывают нефть в связи с атаками со стороны ВСУ, сохраняется возможность получения инвестнадбавки, если такой налогоплательщик не менее 60% от объема произведенного бензина и дизтоплива поставляет на внутренний рынок.

«С тем, чтобы продолжить инвестиции, даже если переработка не осуществляется, чтобы завершить инвестсоглашения в сроки, предусмотренные ими»,

— пояснил Сазанов.

Этим же законопроектом утверждается уже давно согласованное изменение — раздельное обнуление демпфирующей надбавки к обратному акцизу на нефтяное сырье по бензину и дизельному топливу. Сейчас если на оптовом рынке цена на бензин отклоняется более чем, на 10%, или по дизтопливу на 20%, то демпфер полностью обнуляется. Такая ситуация была зафиксирована в сентябре прошлого года. Теперь обнуление будет раздельным в зависимости от нарушения по виду топлива.

Депутат Госдумы Юрий Станкевич предложил увеличить обнуляющее отклонение от индикативных цен на 5 процентных пунктов по каждому топливу, чтобы «нивелировать потенциальные риски либо снижения выпуска нефтепродуктов, либо увеличения их экспорта». Но Сазанов заявил, что предложение понятно, но пока по нему нет консолидированной позиции правительства, поэтому его оставили на будущее.

Индивидуальные изменения в налогах выгодны Роснефти и НОВАТЭКу, а ЛУКОЙЛу «не повезло», как и Транснефти

«Роснефти» удалось фактически увеличить налоговый вычет по НДПИ по Ванкорскому кластеру.

«Уточняются условия применения вычета в отношении Ванкорского кластера. Большие инвестиции идут в этот проект, и снимаются ограничения на размер такого вычета, что он может применяться в отношении всей суммы НДПИ в отношении нефти, добытой на Ванкорском кластере. Но он не безусловный — в размере осуществленных инвестиций в инфраструктуру в развитие новой нефтегазовой провинции на Таймыре»,

 — сообщил Сазанов.

Ранее компания могла получить вычет только если цена нефти марки Urals превышала определенные уровни.

На пять лет, с 2025 по 2029 годы включительно Минфин отказывает в применении налогового вычета по НДПИ на конденсат, направляемый на выпуск широкой фракции углеводородов (ШФЛУ). По расчетам Сазанова, данная мера позволит бюджету получить 40 млрд рублей.

Сейчас размер вычета зафиксирован на уровне 5280 рублей на тонну извлеченной из конденсата ШФЛУ. Это означает явное увеличение налоговой нагрузки как на «Газпром», так и на независимых производителей газа, отметили в «Ренессанс Капитале».

«По нашим расчетам, дополнительный НДПИ для „Газпрома“ может составить до 100 млрд руб. в год, для НОВАТЭКа — до 40 млрд руб. в год (с учетом ассоциированных компаний). Напомним, что еще в конце 2023 года налог на конденсат для „Газпрома“ уже был повышен»,

— подчеркнули аналитики. Однако в предыдущем раунде налоговых изменений с «Газпрома» была снята нашлепка на НДПИ по газу в размере 600 млрд рублей в 2025 году.

А НОВАТЭКу в лице «Ямал СПГ» предоставляется новая льгота — на 10 лет обнуляется ставка НДПИ при добыче газа и конденсата на Ямале из ачимовских и юрских отложений, если газ направляется на сжижение. Таким критериям пока удовлетворяет только «Ямал СПГ», уходящий на всё более глубокие залежи Южно-Тамбейского месторождения. Налог обнулится с 2028 года по газу до достижения накопленного объема в 130 млрд куб. м, по конденсату — до 15 млн т, но не позднее конца 2037 года.

Сазанову задали вопрос, будут ли такие же льготы при направлении газа на производство аммиака и водорода (такие проекты теперь изучает на Ямале «Газпром»). На что он заметил, что пока такие предложения не обсуждались.

Не повезло месторождению им. Филановского на Каспии, которое в 2016 году запустил ЛУКОЙЛ. Если в октябре ему продлили льготу по НДПИ (15% от цены нефти Urals) на 5 лет, но повысили налог на прибыль с 25% до 34%, то новыми поправками налог на прибыль повышается еще — до 40%.

Светлана Кристалинская

Подпишитесь