Posted 24 октября, 12:35

Published 24 октября, 12:35

Modified 24 октября, 12:37

Updated 24 октября, 12:37

Газовозы

Перегрузка российского СПГ в море: отчаянные времена — непростые решения

24 октября 2024, 12:35

Санкции вынуждают НОВАТЭК прорабатывать схему перевалки СПГ прямо в море

В западных СМИ говорят о том, что Россия готовится организовать перевалку СПГ вне европейских портов. Будет ли такой сжиженный газ конкурентоспособен на мировом рынке, и есть ли у поставщика из РФ выбор?

Россия планирует организовать перевалку СПГ и газового конденсата с судна на судно в Баренцевом и Беринговом морях. Цель — высвободить больше танкеров ледового класса Arc7 для своего крупнейшего производителя СПГ — компании НОВАТЭК. Об этом пишет Reuters со ссылкой на ряд документов, попавших в распоряжение авторов материала.

Что это за документы и насколько такая информация может считаться достоверной — неизвестно. Однако надо признать, что подобные меры будут крайне актуальны для проекта «Арктик СПГ 2», который США и их партнеры обложили санкциями со всех сторон. Хотя проект уже начал работу, ему не хватает СПГ-танкеров ледового класса.

Миссия невыполнима?

США, в лучших своих традициях «задавим конкурента под политическим предлогом», активно саботируют проекты по производству СПГ в России и стараются помешать росту экспорта сжиженного газа из РФ уже не первый год. Особенно это касается проекта «Арктик СПГ 2», где уже запущена первая очередь мощностью 6 млн т СПГ в год (изначально предусмотрено 3 очереди), но не хватает газовозов, чтобы отгружать голубое топливо.

Ранее санкции были введены в отношении подрядчика «Арктик СПГ 2» — ООО «Арктик Энерджис». Более того, американским юрлицам нельзя осуществлять сделки с этим проектом, а суда ледового класса Arc7, которые строились для этого проекта на вервях Южной Корее, не были переданы НОВАТЭКу из-за санкционного давления Белого дома. Кстати, в Вашингтоне даже не скрывают своей истинной мотивации. В начале 2024-го в интервью для Bloomberg помощник госсекретаря США по вопросам энергетических ресурсов Джеффри Пайетт сказал, что частично причина, по которой Вашингтон активно нацелился на «Арктик СПГ 2», заключается в том, что США сами являются крупнейшим поставщиком СПГ.

В таких условиях для «Арктик СПГ 2» надо срочно решать проблему нехватки ледового класса, которые нужны для перемещения по Северному морскому пути. Схема, о которой говорят в Reuters, выглядит вполне актуальной. Загружать сжиженный газ на «Арктик СПГ 2» надо на суда ледового класса Arc7 в любом случае, а вот идти это судно вплоть до точки назначения не будет. Оно просто перегрузит груз в российских незамерзающих акваториях на обычный СПГ-танкер, после чего вновь пойдет к регазификационным терминалам для новой погрузки.

«Согласно проекту, первая зона для перевалки с судна на судно будет создана в районе Чошской губы (в заливе Баренцева моря) для „Обского Аммиака“ — дочерней компании НОВАТЭКа. Второй такой же объект создадут в заливе Креста (залив в Беринговом море), говорится в проекте»,

— пишет Reuters. В британском издании уверяют, что такая перевалка якобы позволит загружать 4,1 млн кубометров СПГ и 1,4 млн кубометров газового конденсата в год на каждом объекте.

Тут стоит добавить, что некоторый опыт в перевалке у российской компании имеется. НОВАТЭК делал это в 2018 году у порта Хоннингсвог (Норвегия), однако такие операции были свернуты. Если верить некоторым западным СМИ, причиной стало давление со стороны США. В 2020-м была выполнена перевалка СПГ в Кильдинском проливе Баренцева моря (в Мурманской области).

Даже в этом году определенная часть партий сжиженного газа, отгруженных с «Арктик СПГ 2», перевозится на два плавучих хранилища СПГ (FSU) в Камчатском крае и в Мурманской области. Впрочем, как пишут некоторые СМИ, в последние месяцы на одном из них такие операции из-за санкций США остановились.

Хочешь экспортировать? Приспосабливайся!

По понятным причинам от самого НОВАТЭКа и его дочерних компаний никакой официальной информации о каких-либо перегрузках не поступает. В условиях, когда Вашингтон всячески пытается саботировать работу российских проектов, вполне логично не рассказывать детали своих операций, связанных с организацией экспорта СПГ. По крайней мере, пока она хотя бы в малейшей степени зависит от компаний из Северной Америки или Европы.

Как сообщил «НиК» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов, то что написали в Reuters, подтверждает гипотезу о том, что НОВАТЭК ограничит инвестиции в будущие проекты по производству СПГ, но зато сосредоточит усилия по защите от санкций для уже работающих проектов, включая «Арктик СПГ 2».

«ЕС под давлением США вводит запрет на перевалку российского СПГ в своих портах, вот Россия и занимается созданием независимой схемы транспортировки вне юрисдикции стран Запада. Конечно, это сделает СПГ из России дороже — возможно, на 20-30%, — чем в случае использования перевалки на европейских портах. Однако тут уже вопрос стоит не о маржинальности, которая упадет, а о существовании вообще экспорта сжиженного газа из России»,

 — говорит эксперт.

Перевалка СПГ — это прецедент, который в других странах не практикуют. Эдакое российское ноу-хау, потому что нет другого выбора. Но как отметил Алексей Громов, новые инфраструктурные решения такого плана всегда дороже на первом этапе. Когда будет стандартизация и масштабирование, стоимость операций начнет снижаться.

Сейчас трудно говорить о том, сколько будут переваливать СПГ, тем более не ясно с помощью FSU или с судна на судно при определенных погодных условиях.

«Это все пока экспериментальный проект, поэтому пока нельзя говорить, что такая перевалка точно гарантирует 6 млн т СПГ в год, которые уже производит „Арктик СПГ 2“. Но если система покажет работоспособность (оправдается экономически, экологически), ее точно будут расширять для нужд экспорта. Скорее всего, будут изначально заниматься перевалкой именно в Баренцевом море, поскольку западное направление для российского СПГ пока более простое, а в Беринговом море совершенно другие природно-климатические условия»,

— пояснил главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

Илья Круглей

Подпишитесь