Удары украинских беспилотников по ряду российских НПЗ создают риски для топливного рынка страны. Никто не говорит об обвале предложения или о критическом дефиците бензина, дизеля. Однако атаки БПЛА становятся все более дерзкими и частыми, а также крайне негативно комбинируются с затянувшимся ремонтом на Нижегородском НПЗ.
Какое действительно влияние оказывают все эти атаки на баланс спроса-предложения топлива в России и сказывается ли это сейчас на ценниках в АЗС?
Недавняя атака БПЛА на Ильский НПЗ спровоцировала не очень большой пожар, но тем не менее, судя по кадрам, была выведена из строя установка первичной переработки ЭЛОУ-АТ-6, которая обеспечивала переработку 3,6 млн т в год. Понятно, что покупка новой (по цене примерно $50 млн) решит проблему. Но на ее замену уйдет время. А это, следует напомнить, уже третья технологическая установка, которую вывели из строя удары БПЛА за последние два месяца.
21 января БПЛА нанес ущерб газовому терминалу НОВАТЭК на заводе в Усть-Луге, что остановило технологический процесс. 24 января была поражена вакуумная установка на нефтеперерабатывающем заводе «РН-Туапсинский». 3 февраля украинский беспилотник ударил по установке первичной переработки нефти НПЗ «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». Всю эту инфраструктуру восстановить за пару дней физически невозможно, но при этом остановку ее работы должен кто-то компенсировать.
К такой крайне неприятной ситуации добавляется еще и проблема Нижегородского НПЗ ЛУКОЙЛа, по которому беспилотники не били, но зато он стал в каком-то смысле первой крупной жертвой западных санкций в нефтепереработке. На заводе в середине января вышла из строя установка каталитического крекинга, которую в условиях рестрикций быстро заменить не представляется возможным.
В целом, санкции для нефтепереработки РФ становятся все более серьезной проблемой, увеличивающей сроки плановых ремонтов НПЗ, не говоря уже о модернизации. Один из таких примеров, не считая Нижегородского объекта, — это Астраханский НПЗ (принадлежит «Газпрому»), который в 2023-м несколько месяцев подряд не производил бензин из-за затянувшегося ремонта.
В сумме рынок РФ лишается ощутимого объема продуктов нефтепереработки. Нижегородский НПЗ крайне важен для Московского региона (около 30% потребления бензина в стране). Бензин с этого объекта в столицу РФ поставлялся по трубопроводу. Теперь, когда это надо компенсировать за счет других НПЗ, топливо придется доставлять по железной дороге, а это удорожание логистики и расходов, а также времени доставки.
В итоге мы имеем:
Правда, тут надо сразу отметить, что НПЗ, которые атаковали БПЛА, особенно Ильский, не играют большой роли в производстве конкретно бензина. Их основная задача — это производство прямогонного бензина — нафты, сырья для нефтехимии. А вот что касается Нижегородского завода, то внеплановые ремонты из-за санкций действительно создают проблему. Для топливного рынка, как утверждают отраслевые источники, это важно. Если в сегменте дизеля профицитные мощности нефтепереработки в РФ — это порядка 40% (которые страна может себе позволить отправлять на экспорт), то в случае с бензином — только около 10-15%.
В беседе с «НиК» аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков подтвердил, что полный, не частичный выход из строя Нижегородского НПЗ, по сути, лишит РФ как раз тех 10% профицитных мощностей по производству бензина, которые есть у страны. Пока что объект не остановился полностью, но если это произойдет, Россия лишится экспорта.
«ЛУКОЙЛ заявляет сейчас, что закончит ремонтные работы в течение пары месяцев, как раз до наступления автомобильного сезона (зимой мы потребляем значительно меньше), который начинается примерно со второй половины апреля и до ноября. Если это получится сделать, топливный рынок РФ всего этого не заметит. Если же нет, то будет определенный дефицит, который ударит по объемам экспорта»,
— говорит эксперт.
Как считает Игорь Юшков, удары украинских БПЛА по НПЗ в Белгородской, Ростовской, Волгоградской и Воронежской областях, безусловно, создают дополнительные риски для рынка топлива. Однако пока что такие налеты больше выглядят, как попытка вызвать в РФ социальное недовольство, чем способ в несколько дней опрокинуть рынок и создать тотальный дефицит.
У России есть инструменты, чтобы сдерживать рост цен на топливо. Более того, РФ может увеличить поставки нефти на белорусские НПЗ, у которых сейчас недозагруженность. Их максимальная мощность — примерно 18 млн т в год, а работают они в последнее время примерно на уровне 12 млн т.
«Несмотря на то, что у правительства есть инструменты, чтобы помешать росту цен на АЗС, а компании, пусть и не сразу, но все же смогут заменить часть оборудования, что касается и Нижегородского НПЗ, вопрос безопасности до сих пор является нерешенным.
Разговоры некоторых политиков о том, что этим могут заниматься сами нефтегазовые компании, несерьезен. Этим должны военные заниматься, это их задача. Не может же нефтяная компания закупить, скажем, С-400, после чего поставить на пост зенитчика вчерашнего мастера по цеху из НПЗ»,
— заключил эксперт.