Posted 2 февраля, 10:40
Published 2 февраля, 10:40
Modified 2 февраля, 10:42
Updated 2 февраля, 10:42
В России биржевая цена на моторное топливо росла с середины января. Несмотря на все заверения регуляторов и их попытки успокоить рынок, 30 января стоимость бензина на СПбМТСБ достигла максимальных значений с ноября 2023-го, и только 1 февраля бензин чуть-чуть подешевел.
При этом на топливном рынке РФ одновременно сейчас присутствует несколько негативных факторов, которые по отдельности вряд ли оказали бы критическое влияние на торги, однако в комбинации создают определенные предпосылки для дальнейшего повышения топливных цен в опте.
В начале этого года на одном из крупнейших НПЗ России — Нижегородском заводе ЛУКОЙЛа — произошла поломка. До сих пор не ясно, как быстро объект вновь заработает на полную мощность, особенно в условиях нехватки иностранного оборудования. Разумеется, само по себе такое «выпадание» одного, пусть даже самого крупного в стране НПЗ из топливного рынка России критической ситуации не создало, однако определенные опасения все же появились (как и рост цен с середины января).
Острого дефицита на рынке нет, однако сегодня производство бензина в стране на меньших, чем обычно отметках. В разных СМИ, включая западные, среди которых есть исследования Bloomberg, говорится, что объемы переработки нефти в РФ на неделе с 11 по 17 января — 5,5 млн т, что ниже средних показателей за этот месяц на 11 тыс. б/с и на 38 тыс. б/с — по сравнению с декабрьскими показателями.
Как отметила в комментарии для «НиК» старший консультант «Петромаркет» Александра Зубачева, авария на одной из двух установок каталитического крекинга на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтезе» (НОРСИ) оказала влияние отрасль. Но при сезонно невысоком уровне спроса напряжения на рынке это, судя по всему, не создало.
«В декабре 2023 г. выпуск автобензина в России впервые превысил 4 млн в месяц — было произведено 4 млн 51 тыс. т. При этом почти 750 тыс. т продукта было вывезено на экспорт: речь идет, главным образом, именно о востребованном автобензине с октановым числом АИ-92 и выше, пятого экологического класса.
В январе, как правило, долгие праздники не способствуют высокому уровню потребления автобензина, и компании на период праздников снижают его выпуск. В этом году дополнительным фактором стала авария на НПЗ НОРСИ, в результате, по нашим оценкам, автобензина в январе будет произведено на 200-250 тыс. т меньше, чем в декабре — 3,8 млн т. Такой уровень производства продукта способен удовлетворить спрос рынка РФ, он в весенне-зимний период не превысит 3,2-3,3 млн т /мес., и только летом может достигнуть 3,5 млн т/мес. и более. Даже не придется полностью отказываться от экспорта»,
— заключила эксперт.
В конце января у покупателей топлива появились проблемы непосредственно на бирже. В одной из крупнейших сетей АЗС «Нефтьмагистраль» пожаловались на деятельность перекупщиков. Последние скупали топливо на СПбМТСБ за счет использования алгоритмических систем закупки и роботов, после чего перепродавали дизель и бензин, разумеется, уже с наценкой от себя. Проблема в том, что они делали это аномально быстро за счет технических нововведений. Настолько быстро, что «Нефтьмагистраль» и другие традиционные покупатели топлива для своих АЗС по России попросту не успевали приобретать топливо на бирже раньше роботов, из-за чего им пришлось платить дороже за товар у перекупов. «Нефтьмагистраль» даже направила соответствующее письмо в ФАС и Минэнерго.
Федеральная антимонопольная служба, кстати, теперь предлагает ужесточить меры против использования роботов на бирже СПбМТСБ. Не исключен даже сценарий, при котором трейдеров, использующих роботов, вообще исключат из торгов, если те будут способствовать росту цен. Пока что биржа объявила о критериях, по которым будет отстранять злоупотребляющих роботами трейдеров на 10 дней.
Трудно назвать нормальной ситуацию на топливном рынке РФ, когда цена росла на протяжении большинства месяцев 2023 года и продолжила делать это в начале 2024-го, причем независимо от того, дешевела ли нефть на мировом рынке или дорожала. Видимо, по этой и ряду других причин в ФАС решили подготовить проект приказа расчета начальной максимальной стоимости продаваемого по госзаказу бензина и дизеля по показателям биржи.
Суть нововведения (пока еще не принятого) — стоимость контракта не должна превышать среднее арифметическое значение биржевых и внебиржевых цен на топливо за последние три месяца, которые были до месяца, когда заключался договор или допсоглашение, определяющие конечную стоимость бензина/дизеля.
Такая инициатива ФАС — это, по сути, прецедент, когда государство вмешивается в происходящее на рынке и регулирует цены.
Впрочем, есть и другое направление регулирования, которое может создать (и создает) предпосылки для роста цены топлива, по мнению достаточного числа экспертов. Речь идет о «большом налоговом маневре», который обнулил ставку экспортной пошлины на нефть с 1 января 2024 года при одновременном повышении ставки НДПИ.
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов последствия «большого налогового маневра» пока оценивает осторожно, а вот инициативу ФАС — скорее положительно.
«Не вижу прямого влияния „маневра“ на внутренний рынок. Пока прошло мало времени, чтобы с уверенностью говорить о его потенциальных негативных последствиях. По идее, основным регулятором в этой истории все равно будут ситуация на мировых рынках с ценами и демпфер, который должен эту проблему регулировать. Посмотрим, сколько по нему для НПЗ выплатят власти в январе.
Инициатива ФАС — это инструмент повышения значимости котировок для формирования цен на нефтепродукты. Если такое предложение заработает, то у компаний в РФ будет больше стимулов выводить нефтепродукты на биржу, тем самым формируя ликвидные цены. Инструмент полезный. Особенно для увеличения биржевых торгов нефтепродуктами, потому как по-другому компании из РФ заставить продавать достаточные объемы на бирже, чтобы она была ликвидной, не получается»,
— резюмировал эксперт.