Posted 5 января, 09:25

Published 5 января, 09:25

Modified 5 января, 09:27

Updated 5 января, 09:27

Эксперты спрогнозировали цену бензина и ДТ в России в 2024 году

5 января 2024, 09:25
В 2023 году цены на топливо росли не выше инфляции, за исключением бензина Аи-98 и зимнего ДТ — то же эксперты ждут и в 2024-м

Какими будут цены на топливо в 2024 году, спросила «Российская газета» у экспертов топливного рынка. По их словам, по итогам минувшего года рост цен на бензин и дизель в рознице удалось сохранить близко к инфляции, даже несмотря на скачок в конце лета — начале осени. Исключением стали только высокооктановый бензин Аи-98 и зимний дизель (второй дорожает традиционно к концу года в связи с началом холодного сезона). И в этом году большинство экспертов ждут повторения ситуации.

Так, дизельное топливо зимнее, сейчас бьющее ценовые рекорды как на бирже (то есть в опте), так и на АЗС (то есть в рознице), может подешеветь на 2% к февралю, когда переход на него будет завершен, считает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Более того, может и подешеветь бензин на АЗС на 1-1,5%, поскольку он дешевеет на бирже, а оптовые цены влияют на розничные с разницей в месяц — удешевление в опте розница еще не отыграла полностью, считает Кауфман.

Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин приводит статистику Росстата, что в рознице цены на бензин выросли с начала года на 10%, на ДТ — на 11%. А ведь на бирже (в опте) с января по сентябрь стоимость этих топлив выросла вдвое. Но поскольку топливо — социально значимый товар, то двукратный рост цен на стелах АЗС не допустят регуляторы. Так что, делает вывод Скрябин, по итогам 2023 года рост топливных цен в розницы будет в пределах инфляции — около 7%, такая же ситуация вероятна и по итогам 2024 года. Впрочем, отмечает эксперт, цены не пойдут вниз без прямого вмешательства регуляторов.

Отметим, регулятором топливного рынка в РФ работают Минэнерго и правительство РФ в целом, осуществляется стабилизация рынка топлив с помощью ряда инструментов, в частности демпферного механизма (компенсации для НПЗ разницы между экспортной ценой топлива и индикативной ценой, установленной для внутреннего рынка), а также с помощью прямых вмешательств. Из последних таких вмешательств — запрет на экспорт бензина и ДТ, введенный в конце сентября 2023-го и затем постепенно ослаблявшийся. На зимний дизель, напомним, запрет экспорта действует до сих пор. Кроме того, регулятором выступает ФАС России, осуществляющая контроль за розничными ценам на топливо и принимающая меры в отношении отдельных продавцов как на бирже, так и в рознице.

Однако не все согласны с тем, что в 2024 году топливный рынок РФ не подвергнется потрясениям. Так, глава аналитического агентства «Бизнесдром», председатель комитета «Опора России» по финрынкам Павел Самиев сказал газете, что весной можно ждать роста цен на бензин и ДТ в рознице на фоне «нефтяного ралли», то есть, вероятно, повышения цен на нефть (сырье для производства топлив). Но рост этот вряд ли будет резким, поскольку для этого нет предпосылок, отметил Самиев.

Добавим, что, по большому счету, все те проблемы топливного рынка, о которых так много говорили эксперты в беседе с «НиК» в третьем-четвертом квартале 2023 года, никуда не делись. По-прежнему НПЗ мечутся между поставками на внутренний рынок и экспортной альтернативой (разве что демпфер, надеемся, больше не будут снижать), теряют маржу из-за топливных акцизов, а РЖД имеет проблемы с логистикой поставок ГСМ в ряд регионов, оставаясь «глобальным хранителем» топлива в РФ. Так что повторение ситуации роста цен, особенно на ДТ, весной и осенью (во время посевной и уборочной кампаний у аграриев), как и роста цен на топливо в отдаленных регионах в холодный период, вполне вероятно и в этом году.