«Росатом» заявил о рекордных объемах транзита на Северном морском пути (СМП) в 2023 году — 2,1 млн тонн. Спецпредставитель госкорпорации по Арктике Владимир Панов в беседе с «Интерфаксом» рассказал, что в 2022 году по разным причинам транзит на СМП упал на 90% — до 200 тыс. тонн, но в 2023 по итогам работы с разными компаниями, включая зарубежные, транзитные показатели восстановились и даже превысили данные 2022 года, когда по СМП прошло порядка 2 млн тонн транзита. К транзитным грузоперевозкам относятся проходки судов по арктическим морям РФ с портами загрузки-отгрузки вне пределов СМП.
Напомним, Севморпуть ограничен архипелагом Новая Земля на западе и мысом Дежнева на востоке.
По словам Панова, ключевым транзитным грузом в этом году стала нефть, которой в летне-осеннюю навигацию было перевезено порядка 1,5 млн тонн. Также в транзитный поток вошло 350 тыс. тонн железорудного концентрата, 70 тыс. тонн СПГ от «Газпрома» и еще 70 тыс. тонн от компании «Элси», которая принадлежит бизнесмену Альберту Авдоляну.
Что касается нефти, то тут важно, что нефтяники согласились участвовать в пилотном проекте и перенаправили на Севморпуть определенный объем черного золота, который должен был уйти через Суэцкий канал, говорит представитель «Росатома».
Панов подчеркивает, что эксперимент по увеличению транзитных перевозок по Севморпути в летне-весеннюю навигацию удался, заинтересованные стороны убедились в эффективности перевозок в это время года. Но остается важным решение вопроса о субсидировании ледокольной проводки, если вдруг возникнет такая необходимость, поскольку природа и погода в Арктике непредсказуемы. «Росатом» уже направил правительству предложения о субсидиях для ледокольного сопровождения и ждет одобрения своих идей, сказал Панов.