Об этом заявила Кэтлин Квирк, президент Freeport-McMoRan, крупнейшего производителя меди в США, в кулуарах FT Mining Summit, организованного Financial Times на той неделе.
И казалось бы, для тех, кто реализует ВИЭ-проекты, кто продвигает увеличение электромобилей в автопарке той или иной страны, есть хорошие новости: цены на медь упали в этом году на 4%, примерно до $8 тыс./т в силу того, что мировая экономика замедляется, а добыча на рудниках в Чили и Перу растет.
Но этот же процесс отпугивает производителей меди от инвестирования в увеличение добычи. А снижение цен еще больше отталкивает инвесторов от отрасли. А проекты в отрасли долгосрочные, они рассчитаны на 10-15 лет выхода на прибыльность, причем на фоне непонятных условий — как экономических, так и политических — в горнодобывающих регионах по всему миру. Нет стимулов к резкому увеличению производства.
При этом в мире за последние годы нет ни одного серьезного открытия месторождений меди, используются уже действующие, компании ищут способы интенсификации добычи, использования старых отвалов и пр.
Однако по мере развития экономик и роста процессов энергоперехода спрос на медь в мире будет расти. К 2035 году он удвоится до 50 млн тонн в год по сравнению с уровнем 2021 года, считают в S&P Global. Уже сейчас на среднестатистического жителя развитых стран требуется 200-250 кг меди по сравнению со средним показателем по миру в 60 кг.
А нет нужного объема меди — нет и ВИЭ-проектов. Строите вы «ветряк» или солнечную панель, вам в любом случае нужны новая электроника и линии электропередач, а это медь.