Российские регионы страдают от дефицита дизельного топлива

22 августа 2023, 11:14
Ряд регионов России серьезно озабочен нехваткой дизельного топлива и его подорожанием — в условиях уборочной кампании в с/х-отрасли ситуация становится критической.

После сообщений из Астраханской, Волгоградской областей и Калмыкии теперь о дефиците говорят в Саратовской, Рязанской и Новосибирской областях, а также в Крыму, пишут «Известия». Региональные власти готовят запросы в Минсельхоз и Минэнерго, а еще в ФАС. Минсельхоз, в свою очередь, обратился в Минтранс с запросом о перебое поставок. Пока переписки идут, ситуация не улучшается.

Так, одним из ключевых факторов, влияющих на дефицит ДТ, является работа РЖД: сроки доставки топлива растут, а железные дороги перегружены. Еще в конце прошлого месяца газета писала, что сроки поставки топлива выросли двукратно на фоне переориентации грузов на Восток, причем речь преимущественно об угле, который, видимо, имеет приоритет. По данным РТС, сейчас около трети произведенных бензинов — в вагонах на рельсах. То же «НиК» говорил и представитель ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев, назвав РЖД «глобальным хранителем топлива в России».

Впрочем, и Гусев, и другие эксперты не отрицают, что ремонтные работы на НПЗ играют существенную роль в усугублении дефицита. В частности, на юге России, где перебои с топливом чувствуют и аграрии, и простые автолюбители, идет ремонт Астраханского ГПЗ «Газпрома». Региональные власти уверяют, что Астраханский ГПЗ возобновит поставки в полном объеме к концу месяца.

Третьим, но не менее важным фактором эксперты, опрошенные «Известиями», назвали снижение демпфера вкупе с ослаблением рубля: НПЗ стремятся компенсировать еще не урезанные демпферные выплаты прямо сейчас, да и экспорт в целом стал более привлекательной альтернативой в условиях слабой нацвалюты. «В первую очередь на текущую ситуацию повлияло сокращение демпферных выплат и ожидание их снижения вдвое с сентября текущего года, так как НПЗ сразу стали закладывать их в отпускные оптовые цены, не дожидаясь сокращений. А падение стоимости российского рубля делает экспорт нефтепродуктов еще выгоднее, чем их продажи на внутренний рынок, поэтому нефтяники стараются увеличить экспортные поставки, что также формирует дефицит на внутреннем рынке, — приводит газета мнение аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова.

Многие регионы также бьют тревогу в связи с подорожавшими ГСМ, и мнение это разделяет федеральный Минсельхоз. Например, в Оренбургской области направили письмо в ФАС в связи с ростом топливных цен. Отметим, что бензин дорожает на бирже (то есть в опте) несколько месяцев, дизель — несколько недель, так что повышение на АЗС было ожидаемо. Причины у него те же: задержки с поставками, ремонты НПЗ и экспортная альтернатива, что отражается сначала в оптовом, а потом и в розничном сегментах топливного рынка.

Но проблема тут в том, что дорожающее топливо по цепочке приведет к удорожанию аграрной продукции, что неизменно отразится на бюджете каждого россиянина.

В Минэнерго пока не предпринимают кардинальных шагов, хотя предложения о запрете экспорта или его квотировании звучат все чаще. Сегодня ведомство выпустило комментарий, в котором предписало нефтяникам следить за ценами на топливо в сельскохозяйственных регионах. Также, по данным «Известий», достигнуты договоренности с ОАО «РЖД» и нефтяниками «по точечному решению проблемных вопросов» с приоритетом на снабжение ГСМ сельскохозяйственной отрасли.

Повлияет ли это на рост топливных цен — увидим совсем скоро.

#Рынки #Цены на бензин и дизельное топливо #Дефицит топлива #Екатерина Красовская
Подпишитесь