Цены на бензин на внутреннем рынке России постоянно бьют рекорды, хотя лучше бы эта тенденция овладела мировым нефтяным рынком. Но нет, топливо дорожает именно внутри России, правда, пока главным образом в оптовом сегменте.
21 июля 2023 года: Аи-92 выше 64 тысяч рублей за тонну, рост за день на 1%, АИ-95 стоит 69 813 рублей за тонну, рос на 1,18%.
При этом надо учитывать, что топливо поставляется потребителям примерно месяц, то есть эти рекорды дойдут до владельцев АЗС примерно к середине августа.
Поэтому «НиК» решил поинтересоваться у экспертного сообщества, что «сломалось» в российском рынке ГСМ, и что ждать всем его участникам, включая автолюбителей?
Дмитрий Гусев, заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер»:
«Цены растут, потому что растет спрос, и не увеличивается предложение на бирже. Предложение не растет, потому что все НПЗ друг за другом уходят на плановый ремонт. При этом запасы включают и те объемы топлива, которые находятся в пути. Сейчас у многих трейдеров значительно выросли сроки поставок топлива. Если раньше у продавцов ГСМ было три оборота средств за месяц, то сейчас только один. РЖД грузит очень плохо. В результате люди покупают один объем, но потом им надо докупать. И все это совпало еще и с ремонтами.
При этом чисто технически заводы могут уходить на ремонты и зимой, но они это делают именно в пиковые сезоны. Кроме того, в открытом доступе нет и графика ремонтов НПЗ. Это секретный документ, трейдеры им не владеют. Поэтому никто не знает, когда независимым продавцам топлива создавать запасы. К этому приплюсовываются и технические проблемы с исполнением этого секретного графика. То есть хотели ремонтировать месяц, а пришлось останавливать НПЗ на более длительный срок. Такие задержи происходят постоянно.
На этом фоне топливо еще и активно экспортируется — задачу по пополнению бюджета и экспортной выручке никто не отменял. К тому же любой не прямой экспорт, а через внутреннюю поставку, государству более выгоден, потому что если топливо экспортирует не производитель, с него собирается акциз. Напомню, что в России нет ограничений на экспорт топлива.
У российских потребителей, которым не хочется постигать тонкости внутреннего рынка ГСМ, есть альтернатива в виде газа. Можно переходить на метан и спокойно на нем ездить, цены на него стабильные. Но это пока Минфин не разглядел в нем перспективное моторное топливо и не наложил на него акциз.
При этом розница, скорее всего, по итогам года не будет превышать инфляцию. Протокол Козака есть, он действует. Но непонятно, где там прописано, что нельзя продавать выше инфляции. Тем не менее вряд ли кто-то захочет сильно поднимать цены».