Чехия договорилась о поставках нефти по трансальпийскому нефтепроводу: чешская Mero и итальянский концерн TAL согласовали условия сделки о том, что с 2025 года трансальпийская труба обеспечит спрос на черное золото в Чехии, поставляя 4 млн тонн нефти в год дополнительно к текущим объемам. Таким образом, Чехия сможет полностью отказаться от поставок российской нефти по нефтепроводу «Дружба». В настоящий момент лишь TAL и российская «Дружба» обеспечивают потребности Чехии в нефти.
Премьер-министр Чехии Петр Фиала заявил, что 4 млн тонн в год по TAL — вполне достаточно. Чешская Mero возьмет на себя расходы по расширению мощностей нефтепровода TAL стоимостью 1,6 миллиарда крон.
Также представители Министерства промышленности Чехии во вторник провели встречу с коллегами из правительства Польши и польского концерна PKN Orlen, заявив, что совместно будут работать над заменой российской нефти для чешских НПЗ, которые входят в состав польского концерна. Так, Orlen заявил, что НПЗ в Литвинове, работающий на российском сырье, будет переоборудован для нефти от других поставщиков.
Глава PKN Orlen Даниэль Обайтек заявил, что компания открыта для сотрудничества по поставкам нефти и газа, а также для сотрудничества в области атомной энергетики. Но вот вопросы налогообложения поляков смущают: налоги на непредвиденные расходы могут повредить инвестициям в активы Unipetrol, в число которых входят два чешских НПЗ и сеть АЗС.
Маршрут TAL проходит по Италии, Германии и Австрии, в Чехию от него ведет специальная ветка IKL, которая требует модернизации. Чехия, Словакия и Венгрия продолжают получать нефть из России по «Дружбе», поскольку ЕС сделал для них исключение из санкций из-за большой зависимости от российского сырья.